В нашей семье растут 2 книжных червячка, третий учит алфавит, а четвертая ей в этом помогает, повторяя нараспев звуки.
Проблем с чтением пока нет, она обратная - книги в доме кончаются быстрее, чем мы их пополняем. Теперь еще и ставить их некуда, ведь библиотеки закрыты, книги приходится покупать, а шкафов дома не хватает.
Старших можно обнаружить с книгой где угодно и периодически приходится гонять ).
Как так получилось? - не знаю, но подозреваю что:
1. Дети часто видят нас с книжками. С бумажными и с книгами на телефоне. Мы часто обсуждаем книги и советуем что почитать друг другу и друзьям.
Странно ожидать, что дети будут читать если вы сами не отрываетесь от телевизора или смартфона. Дети же учатся не тому, о чем мы им рассказываем, а тому, что они видят перед собой.
Так что - начинаем с себя (как и во всем).
2. Я вредная мама, даже мультфильмы стараемся смотреть реже. Телефоны, планшеты и прочее в жизни детей только проскальзывает. И я постараюсь, что бы их было минимально как можно дольше.
Ни один подсаженный на гаджеты человек (и не только ребенок) не предпочтет книгу планшету. И дело не в том, что этот человек глупый, а в том, что гормона удовольствия (дофамина) при взаимодействиями с гаджетами вырабатывается на порядки больше, формируется зависимость, подобная никотиновой и алкогольной, и все, кроме гаджетов и виртуальной реальности, становится скучно.
3. Хвалить за чтение? - ни за что. Я скорее буду ворчать, что они тут рассчитались, а надо бы игрушки собрать или убраться в детской. Действует безотказно. Да-да и ночью с фонариком читать не всегда разрешаю, но иногда делаю вид, что не замечаю.
4. У нас много книг. Если не пошла одна книга - пойдет другая. Старшая начала читать с комиксов (их было немного). Кто-то начал читать про животных, а кто-то про принцесс. Кому-то интереснее стихи, а кому-то рецепты и инструкции как что сделать. Обилие книг в доступе и их разнообразие - думаю очень хорошее подспорье для любви к чтению.
5. Заснуть на самом интересном месте - хитрый план, который иногда прекрасно работает. Читаешь книгу всем, устаешь или засыпаешь на интересном месте и... Потом находишь ребенка с этой книгой.. читающего дальше ))).
6. Если мне хочется, чтобы ребенок прочитал какую-то книгу, я стараюсь чтобы она попадала ему на глаза. Не всегда с первой попытки, но чаще всего через день-другой вижу его с этой книгой. Если бы дети не читали вообще.. думаю я бы раскладывала разные книги везде по дому, за какую-нибудь обязательно зацепился бы.
7. Если книга не нравится - ее можно не дочитывать. Иногда так делаю сама и не ругаю детей. Бывает, что какая-то книга не пошла сейчас (а позже еще раз вернется), бывает книга пугает или неинтересна. Все дети разные, так же как и мы.
8. Есть у нас еще одно правило, которому стараемся следовать. Сначала книга - потом кино. Так было с Гарри Поттером и первые четыре книги были прочитаны почти моментально (остальные, на мой взгляд, читать в 8-9 лет было еще рано).
9. Дети разные и даже у одних и тех же детей интересы меняются - читать они будут о том, что им сейчас интересно и точно будут читать, если других источников информации под рукой нет. Выбор книг иногда очень удивляет, например вторая дочка недавно зачитывалась и рассматривала книгу по резьбе по дереву и просит теперь столярные инструменты.
10. В самом начале хорошо работают красивые книги, которые хочется не только читать, но и разглядывать. Особенно, если разглядываем вместе.
11. Я могу не расспрашивать ребенка о прочитанном, но стараюсь выслушивать если он хочет поделиться. Надо чаще обсуждать с ними книги, рассказывать о своих любимых, будем к этому стремиться.
12. Самое главное - не заставлять ). Мне кажется, что из принуждения любви к чтению не получится, а оттолкнуть совсем - очень вероятно.
Желаю вам мира, тишины, спокойствия и интересных книжек.
Буду рада дополнениям и вашему опыту.
Остальные наши статьи по темам можно найти в статье рубрикаторе:
РУБРИКАТОР ( по нашим статьям)