Найти тему

Сварить медведя или найти убийцу?

Действие детектива Микаэля Ниеми происходит в Лапландии, на Севере, где живут шведы, финны, саамы, во второй половине 19 века.

Сначала в лесу находят убитую девушку. Представителю закона исправнику Браге вовсе не улыбается начинать настоящее расследование, поэтому он хватается за предположение, что девушку задрал медведь. Убить и сварить медведя северным охотникам легче, чем принять факт, что среди них есть хладнокровный убийца. Но потом появляется еще одна жертва. А Прост начинает играть в детектива. Поскольку он не делится своими подозрениями и уликами ни с кем кроме Браге, который от него отмахивается, и Юсси , своего воспитанника, то у убийцы практически развязаны руки. Шерлока Холмса из Лестадиуса не получается. Он не только не обладает проницательностью великого сыщика, хотя на голову , на две головы умнее исправника и очень профессионально осматривает место происшествия, но и подставляет под удар и себя, и своего воспитанника.

-2

Юсси - главный герой романа, саамский мальчик, которого спас, приютил, воспитал Прост. Он же становится подозреваемым в убийствах и насилии, когда на медведя уже свалить злодейства не удается, а еще один подозреваемый в свою очередь убит. Ведь обвинить чужого всегда проще. А он чужой в поселке, иной, несмотря на то что живет здесь уже несколько лет, его даже по имени почти никто не называет, только Шаманенок.

Исторической основой для романа послужило религиозное движение Пробуждения и деятельность лютеранского пастора Ларса Леви Лестадиуса, в романе его называют Прост. Это не имя, а должность. Прост (пробст) - старший пастор в приходе. Жена Проста - саамка Брите Кайсе Алстадиус - тоже историческое лицо, вместе с Лестадиусом они вырастили 12 детей. Пробуждение - возрождение христианской этики и морали, а для Севера и Проста, прежде всего, борьба с повальным, всепоглощающим пьянством, с голодом, невежеством. Лютеранский пастор увлекается ботаникой, с воодушевлением знакомится с новыми открытиями, например, дактилоскопией, дагеротипией, завозит на Север культуру картофеля. Прост добр, великодушен, но наивен.

«Лестадиус читает проповедь саамам». Картина 1840 года французского художника Огюста Франсуа Биара (1799—1882)
«Лестадиус читает проповедь саамам». Картина 1840 года французского художника Огюста Франсуа Биара (1799—1882)

Однако детектив Ниеми написан не только ради закрученного сюжета. Мы видим трепетное отношение автора к природе Севера. Юсси - лесной человек, часть природы, которой умеет не противостоять, а жить с ней в гармонии. " Почти не оставляю следов, как не оставляют следов звери. Примятая трава за спиной быстро поднимается. Если развожу огонь, нахожу старое кострище. Зола моего костра смешивается с золой давно отгоревшего и становится невидимой. Если мне надо справить нужду, я поднимаю кусок дерна, а потом кладу его сверху – разве что лиса учует слабый запах человека. А зимой выбираю дорогу через глубокий нетронутый снег, и следы моих лыж по весне тают, словно их и не было. Человек может жить и так, ничего не портя и не разрушая. Как будто его и нет. Жить, как лес, как летняя листва, как осенний перегной, как февральский снег, как бесчисленные почки, разбуженные весенним солнцем".

Вслед за автором мы начинаем размышлять о преображающей роли чтения, о природе Слова. Рассуждения Проста о Вере, Пробуждении, его сомнения и печаль по поводу дела всей жизни , пожалуй, длинноваты, но не может же быть шведская детективная история 19 века стремительной, как блокбастеры века 21-го. Каждый писатель встает перед выбором: написать финал реалистичный или исходя из законов жанра. Сожаление или веру в лучшее вызовет у читателя финал, в котором закон государственный оказывается жестоким, неумным, беспощадным, закон божий не справляется с задачей восстановления справедливости, и только самопожертвование сестры, ни на секунду не усомнившейся, в отличие от Проста, в невиновности Юсси, решает исход событий.