Найти тему
Истории о живописи

Филонов. А надо ли восхищаться?


Частенько в обществе восторгаются непонятными явлениями культуры исключительно для того, чтобы казаться посвященными в знания, недоступные большинству. Так происходит с произведениями Малевича, Кандинского, Филонова. Но холсты - только вершина айсберга философских теорий этих авторов, картины не могут быть рассмотрены в отдельности от сложных парадигм, а без брошюр и манифестов напрочь теряют свои смыслы.
Так вышло, что полотна Филонова вызывают споры, восторг и недоумение, но реже всего они вызывают желание вдуматься, зачем автор накидал на холст винегрет из молекул, ушей и квадратов.
В этом отличие работ авангардистов от произведений классических живописцев.

Исаак Левитан. Над вечным покоем.
Исаак Левитан. Над вечным покоем.

"Над вечным покоем" Левитана не требует дополнительных объяснений, тогда как "Крестьянская семья" Филонова непонятна без текста "Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины", которую он написал одновременно с картиной.

Павел Филонов. Крестьянская семья. Святое семейство.
Павел Филонов. Крестьянская семья. Святое семейство.


Так что же за концепцию придумал Павел Филонов? Без каких ключей мы не подберемся к ларцу с секретами его изобразительного наследия? И не пуст ли этот ларец?

Начнем с того, что на рубеж XIX и XX веков (время активной работы Павла Филонова) приходится золотой век научных и технических открытий: автомобили, рентгеновские лучи, кино, дирижабли, обнаружение новых бактерий, свойства атомов...
Естественно, это повлияло абсолютно на все сферы жизни человека, в том числе и на изобразительное искусство.
Филонов был одним из тех, кто взялся вплести науку в "закостенелый" мир холстов и красок, ведь в то время фонтанировали революционные методы.
Естественно, он был не первым. За полвека до него импрессионисты вполне удачно соединили оптику и живопись, сделав оптическую иллюзию главным героем своих работ.

Альфред Сислей. Река Луан и склоны Сен-Никез, февральский день.
Альфред Сислей. Река Луан и склоны Сен-Никез, февральский день.

Конечно, новаторов приняли не сразу, но разница с авангардистами в том, что импрессионисты не писали "инструкций по применению" к своим картинам. Зрительского взгляда было достаточно, чтобы все понять.
Так вот, кратко о теории Филонова: смысл построения картины в его случае - от частного к общему: то есть, из клетки образуется организм, из семян вырастает лес, из атомов строится мир. Получается, начинать картину надо с некой точки, и плясать дальше от нее, расходясь по холсту нейронной сеткой связей.
В классической живописи подход противоположный. Вначале пишется общий тон картины, самые большие ее элементы, заканчивается работа мелкими штрихами и бликами - от общего к частному.
Но революция так революция! Мы пойдем другим путем!
Филонов находился под сильнейшим впечатлением от кубистов, но идти за ними не хотел и придумывал свою концепцию, где изображение должно следовать научным открытиям, состоять из кристаллических решеток и атомных орбит. В мире атомов, как считалось, нет пустот, поэтому воздух, небо, простор заменяются на картине плотностью предметов или красочной заливкой.
Ноги, руки, головы, носы - все это частицы, из которых состоит человечество.

Павел Филонов. Головы.
Павел Филонов. Головы.

Вот, например, картина "Головы", 1910г. Сможете ли вы додуматься, что значит эта каша? Конечно нет! Для этого нужна трактовка искусствоведа.
"Общую же идею произведения можно осознать, лишь суммировав смыслы, вложенные в каждый из элементов образного ряда. И тогда картина читается как метафора человечества, слишком погруженного в сиюминутные проблемы, чтобы осознать, что белый конь Апокалипсиса уже мчится по городам и весям. Суть происходящего открылась лишь двум свидетелям. Одного из них Филонов наделил сходством с А.А.Блоком, второго — с самим собой", - объясняли в книге "Павел Филонов. Реальность и мифы" Вера Кетлинская и Василий Ян.

Павел Филонов. Головы
Павел Филонов. Головы

Положа руку на сердце, зритель, не разделяющий теоретических взглядов авангардиста, но называющий себя поклонником его картин, расписывается в своем поклонении уродству. Ведь смысл без объяснения не ясен, а визуальной эстетики в работе нет.

Павел Филонов. Белая картина.
Павел Филонов. Белая картина.

А вот еще один шедевр: "Белая картина". Название что-то нам напоминает. "Белая картина" написана немногим позже "Черного квадрата". Естественно, чтобы удивить зрителя и показать собственное видение предмета, Филонов сделал ее совсем не белой. Это дискретность, разложение на фрагменты. Искусствоведы покажут вам две фигуры, зашифрованные в ней. Но вот увидели ли бы вы их без подсказки? Конечно нет, хотя наверняка подумали обратное.

Павел Филонов. Волхвы.
Павел Филонов. Волхвы.

Чем ценны картины этого периода? Попыткой срастить научные теории и живопись. Период был мимолетным, работ относительно немного (по сравнению с другими эпохами, длившимися веками). В наши дни любая корпускулярно-волновая живопись будет лишь жалким повторением исканий прошлого века, так что не старайтесь.
Вообще, рассуждая об эпохе великих открытий мы часто забываем, что она была одновременно и эпохой великих неудач.
Мы с усмешкой читаем о попытках медиков лечить желудок пациентов "Кока-колой" или о том как Томас Эдисон планировал отливать музыкальные инструменты из бетона и сконструировал машину для общения с призраками, а изобретатель телефона Александр Белл пытался сделать летательный аппарат из воздушных змеев.
Многие экспериментальные провалы тех лет давно забыты.
А вот были ли удачны попытки Филонова? Посмотрите на полотна и сами ответьте себе на этот вопрос.