Ссылка на Наш инстаграмм с цитатами и львами
Ученые выяснили, что самоизоляция как способ социального дистанцирования заставляет людей чувствовать себя в буквальном смысле «голодными». Мы не откроем секрет, если скажем, что одиночество наносит такой психологический и физический вред, что увеличивает вероятность ранней смерти на 26% — конечно, кроме тех случаев, когда человек сам этого хочет. По мнению психологов, одиночество сродни голоду и жажде, и действует как биологический «сигнал тревоги». Внутреннее ощущение дискомфорта вынуждает нас искать общества так же, как муки голода побуждают нас принимать пищу.
Когда COVID-19 внес свои коррективы в устройство современного социума, ученые Массачусетского технологического института обнародовали предварительные результаты исследований о биорексиве. Стоит отметить, что это первое исследование на людях, которое показало, что и на одиночество, и на голод реагируют сигналы в той части головного мозга, которая отвечает за нашу мотивацию. Выводы оказались сверхинтересными: наша потребность в общении так же важна, как и потребность в употреблении пищи.
Три года назад нейробиологи Ливия Томова и Ребекка Сакс начали исследование феномена одиночества и пытались понять, как оно воздействует на мозг. Ученые вдохновились подобными научными работами, где исследования проводили на животных, и первыми трудами по изучению одиночества психологом Чикагского университета Джоном Качиоппо.
Как известно, здоровые люди редко прибегают к принудительной социальной изоляции — за исключением тюремного заключения. Ребекка Сакс задавалась вопросом, как бы это выглядело в реальном мире для людей, не нарушающих закон и при этом здоровых, а также о том, что могло бы послужить причиной. По ходу размышлений ответ пришел сам собой в виде коронавируса.
«Хроническая социальная изоляция может быть чем-то вроде долговременного недоедания, порождающего устойчивые, вызывающие отвращение потребности, которые стирают наше благосостояние. Эти результаты дают название тому, что испытывает бесчисленное количество людей прямо сейчас: социальная тяга, когда ты сидишь дома, чтобы защитить общественное здоровье», — говорит психолог Джамиль Заки из Стэнфордского университета, который не принимал участия в исследовании.
В отчете по первым предварительным результатам исследования был описан тщательно разработанный эксперимент — на первых этапах реакции мозга на одиночество и голод сравнивали аппаратом МРТ. После первоначального скрининга головного мозга 40 взрослых участников эксперимента в течение 10 часов не употребляли пищу, и еще на 10 часов были лишены каких-либо социальных контактов.
Но если с голодом все понятно, то условия для социальной изоляции создать было непросто, особенно учитывая то, что одни люди чувствуют себя одиноко в толпе, в то время как другие наслаждаются уединением. Чтобы не просто отгородить человека от других, а спровоцировать субъективное чувство одиночества, ученые заставляли участников эксперимента проводить время с девяти утра до семи часов вечера в скромной комнатушке в лаборатории, которая была скудно обставлена, в ней не было каких-либо гаджетов или инструментов связи и даже книг на случай, если плоды воображения обеспечили бы некое подобие социальной поддержки реальным людям. Из предметов досуга добровольцы могли только решать головоломки или читать научную литературу. Помимо всего прочего, на протяжении дня люди не могли ничего употреблять в пищу, кроме воды в заранее оговоренное время.
Мозг участников эксперимента сканировали вслед за каждым сеансом депривации, но и этот процесс был осложнен. Ученые сосредоточили свое внимание на так называемой «черной субстанции» — области посередине, она же является центром высвобождения дофамина, который отвечает за мотивацию и жажду. Но так как сигнал функционального МРТ от «черной субстанции» — косвенный, исследователи попробовали другой метод, связанный с жаждой. Он очень похож на изучение разного рода человеческих зависимостей: когда наркоманам, например, показывают сигналы, связанные с их выбором, они очень остро реагируют. По словам нейробиологов из Массачусетса, «это вызывает этот дофаминергический ответ».
На результатах сканирования участники видели своеобразное отражение своих предпочтительных форм социального взаимодействия и опознавали любимые блюда (напомним — их намеренно показывали добровольцам, чтобы зафиксировать реакцию).
«Мы обнаружили, что эта область мозга особенно реагировала на сигналы после лишения, но только на сигналы того, чего они были лишены», — говорит Ливия Томова о результатах исследования.
Результаты эксперимента подтвердились ответами испытуемых, коррелирующими со сканированием МРТ. Тем не менее, ученые решили перестраховаться, проведя еще одно исследование с помощью программы, обученной распознавать нейронные паттерны во время голодания. Как оказалось, прибор способен фиксировать аналогичные изменения и исходя из условий социальной изоляции. Выводы, предоставленные программой, еще раз подчеркнули то, что удалось выяснить ученым в ходе экспериментов с заточением: социальный контакт — одно из жизненно необходимых условий для жизни человека в гармонии.
Сейчас Томова и Сакс занимаются исследованием следующего вопроса — вместе с учеными из Кембриджского университета они пытаются выяснить, могут ли социальные сети помочь людям справиться с одиночеством во время пандемии.
Но как быть сейчас? Ответ будет неожиданным: обратитесь за помощью к подросткам.
Чем помогут подростки взрослым в период пандемии
Новое поколение, как бы мы его ни называли, растет уже не с куклами и машинками, а с мобильными телефонами, социальными сетями и ежедневно увеличивающимся количеством способов связаться друг с другом через новые технологии. Некоторые хотя и откровенно бредовые, а все же пользуются популярностью — например, приложение «Yo!», смысл которого заключается в том, чтобы просто отправить такое приветствие из двух букв. Использование всего этого спектра технологий ведет чаще к привыканию как негативному последствию, однако сейчас они как никогда могут помочь наладить и поддержать социальные связи. К кому как не к подросткам лучше обратиться за помощью?
Несмотря на многочисленные высказывания против соцсетей, отчет Центра исследований за 2018 год показал, что 81% опрошенных молодых людей считают соцсети инструментом, который помогает им чувствовать себя ближе к друзьям. Вопреки некоторым явным недостаткам, большинство из них считает, что социальные сети помогают поддерживать хорошие взаимоотношения и позволяют общаться с людьми из разных социальных слоев с разными взглядами на жизнь, тем самым узнавая мир лучше.
Помимо соцсетей молодежь использует и другие блага инновационных технологий: всевозможные мессенджеры, видеочаты, звонки, видеоигры, приложения — этот список может быть бесконечным. Более того, 57% из них завели себе друзей именно через интернет. В то же время среднестатистический взрослый американец, например, не заводил новых знакомств (если учитывать то, что они потом перерастали в дружбу) пять лет. Соответственно, у подростков больше опыта по сохранению социальных связей, чем у более зрелых людей.
Например, современные старшеклассники уже планируют виртуальные выпускные вечера на случай, если вынужденные меры по предотвращению распространения пандемии затянутся надолго, захватив и часть летнего периода.
Исходя из этого, перспектива научиться распоряжаться своим виртуальным пространством, регулируя его под себя, может сослужить хорошую службу не только для сохранения и приумножения личных связей, но и для работы.