Найти тему
Журнал не о платьях

Дуня Смирнова: "Раньше у меня язык был как помело, и я жалею об этом"

Источник фото: uznayvse.ru
Источник фото: uznayvse.ru

Разговор с Дуней Смирновой, телеведущей, публицистом, режиссером, сценаристом

У меня есть близкие друзья, у которых есть дети, а у мужа случилась любовная история на стороне. Женщина, с которой у него были отношения, хотела, чтобы он к ней ушел. Она говорила: ты сможешь видеть детей сколько угодно. Он на это ответил: "Дети должны видеть мои грязные носки или чистые -- все равно, но разбросанные по дому". Понимаешь? Дети должны ощущать присутствие отца все время.

Если в доме живет семья, но в нем отразился только женский вкус (а таких домов у нас большинство), то таком доме мужчине дискомфортно. Он не будет туда стремиться, потому что дом -- территория его жены. Он будет меньше интересоваться детьми, у него будут неблизкие человеческие отношения с женой, он не будет дружить с ее подругами и т.д. Дом -- маленькая модель мира.

Раньше красавицы неминуемо попадали в богему, в кино. Нынешние красавицы ушли в модели, жены, любовницы и т. д. Нищая богема, причем актерская профессия все-таки нелегкий труд -- им не нужна. Поэтому сейчас колоссальная проблема в русском кино -- нет юных красоток. Последние настоящие красавицы нашего кино -- Таня Лютаева и Лариса Гузеева, правда, они не на мой вкус.

Когда я была директором корпункта "Коммерсанта", как-то у меня возникла конфликтная ситуация с журналисткой и, сидя у меня в кабинете, она вдруг зарыдала. Я пришла в неописуемую ярость: "Дорогая, ты решила воспользоваться тем, что ты дама? Ну так я ведь тоже дама. Ну давай я тоже зареву, и мы будем сидеть друг напротив друга и рыдать". После этого девицы, когда у них возникали какие-то проблемы, ходили плакать на лестницу. Потому что в офисе это было строго запрещено. Если ты хочешь быть наравне с мужчиной, получать зарплату наравне с мужчиной -- извини, пожалуйста, тогда бери и ответственность наравне с мужчиной. А мы, женщины, абсолютно безответственные...

Если я устрою истерику, демонстрацию по поводу того, что у меня дома не топят, буду визжать перед камерой и т. д., то важные дядьки, сидящие в Москве, тут же вышлют комиссию и начнут что-то решать. А ты пойди-ка, посиди сама в этой комиссии, в министерстве, пойми, как вообще происходит зимний завоз топлива или что другое. Легко кричать, рыдать и при этом говорить -- это пусть дядьки решают, а я буду только вопить. Потому мы в этом смысле живем в абсолютно изуродованном обществе.

Но женщины, как социальное меньшинство, должны быть представлены в органах власти. Потому что, с одной стороны, они могут смягчить мужскую последовательность, ведь иногда нужна женская непоследовательность. А с другой -- они должны донести своим соратницам по полу идею того, что управлять очень трудно. И быть ответственным очень трудно.

В кино операторы и режиссеры почти сплошь -- мужчины, хотя бывают редкие исключения. Режиссура требует такой способности сосредоточиться на одном предмете и отмести все остальное, которой женщины редко обладают.

Режиссером может быть только тот человек, которому, к примеру, звонит художник и говорит: "Ты знаешь, у меня только что повесилась жена, а сын попал под машину", и режиссер способен на это ответить: "Старик, я тебе страшно сочувствую, можешь прийти на съемку не в десять, а в одиннадцать". Женщина в этой ситуации все бросит, закроет картину, отменит съемки и т. д. И не потому, что она такая человечная, а потому, что женщина мыслит ситуативно, а мужчина -- стратегически.

Я не разделяю убеждения, что бабы -- дуры, мужики -- сволочи. Если мужик говорит, что бабы -- дуры, это значит, что он с умными не встречался или просто у него вкус такой. Мужчины и женщины -- очень разные. У женщин сознание куда более циничное и менее стыдливое, нежели у мужчин. Женская физиология устроена таким образом, что у нас порог брезгливости ниже.

ХХ век -- первый, который человечество провело без Бога, оно провело его наедине с полом, и пол подменил Бога.

Рубить правду-матку в глаза люблю, это правда. Правильно когда-то сформулировал один мой друг: "Дуня представляет собой чистейший тип Марьи Дмитриевны Ахросимовой из "Войны и мира", которая, упирая руки в боки, всем правду говорит, а также всех этих бесконечных старух Достоевского -- бабуленьки в "Игроке" или генеральши Епанчиной". Это не светские женщины, безусловно. Но я с возрастом стала мягче. Раньше действительно у меня язык был как помело, и я страшно жалею об огромном количестве дурных слов, которые были сказаны ради остроты, но ранили каких-то людей. Это грех, который на мне.

С другой стороны, я не считаю это своей дурной чертой, потому что готова отвечать за свои слова, жалею только о безответственно сказанном. Кодекс чести XIX века и дуэли хороши были тем, что удерживали от неверных поступков -- люди знали, что могут поплатиться. Или жизнью, или тем, что от тебя отвернется общество. Мы же считаем правильным не говорить о каких-то неприятных вещах, обходить их стороной. Таким образом, друг друга распускаем. И многие люди, и я в том числе, стали позволять себе вещи непозволительные, потому что никто нас не осудит. Не скажет о нашем отвратительном поведении в лицо.

Психолог анализирует позу Пугачевой и улыбку Вайкуле ЗДЕСЬ

Понравилось? Подпишись на наш канал!

Беседовала Наташа Иванова, Санкт-Петербург, специально для "Лилит"