Это продолжение цикла статей о путешествии. Начало здесь. Предыдущая статья здесь.
Продолжаем двигаться вдоль южной стены собора. В шестой, седьмой и восьмой травее находятся алтари, созданные Пеллегрино Тибальди (1527-1596), известным также как Пеллегрино Пеллегрини.
Первый из этих алтарей посвящен святой Агате, раннехристианской мученице, которая погибла во времена императора Деция Траяна (249-251), одного из, так называемых "солдатских императоров".
Кризис 3-го века, именуемый также эпохой солдатских императоров, начался в 235 году со смертью Александра, последнего императора из династии Северов и закончился в 284 с приходом к власти Диоклетиана. За это время историки насчитывают несколько десятков императоров и узурпаторов, которые обычно назначались армией (иногда сенатом). Все они умерли насильственной смертью, за исключением сына Деция Траяна, Гостилиана, умершего от чумы.
В 249 году сенатор Квинт Деций был отправлен императором Филиппом Арабом (244-249) в Паннонию для усмирения восстания. Вскоре по прибытии войска провозгласили его императором. Классический пример предложения, от которого очень трудно отказаться, даже, если отказаться очень хочется. Об этом, наверное, Деций писал Филиппу, пытаясь с ним примириться, но тот не поверил и повел на север свою армию. Два императора встретились недалеко от Вероны. Армия Филиппа, несмотря на численное превосходство, была разбита, а сам он пал в бою.
Утвердившись во власти, Деций принял тронное имя Траян, желая показать, что он будет похож на своего великого предшественника (98-117). Деций Траян стал первым из многочисленных императоров, родившихся в балканских провинциях и первым императором, погибшим в сражении с внешним врагом (с готами).
Деций Траян, также, считается первым императором, который начал систематическое преследование христиан. Его предшественники также христиан не жаловали (отрекшихся обычно отпускали, а остальных казнили), но никто всерьез не занимался их выявлением. Деций же был сторонником традиционной языческой религии и требовал, чтобы все римские граждане приносили жертвы богам: каждый должен был совершить жертвоприношение в присутствии властей и получить специальный акт, удостоверяющий это.
В это время на острове Сицилия, в городе Катания у подножия вулкана Этна местную имперскую администрацию возглавлял проконсул Квинциан. И жила в том же городе молодая девушка из состоятельной семьи по имени Агата. Могущественный проконсул "положил глаз" на Агату. Были ли его намерения серьезными или нет, непонятно, но так или иначе, девушка отвергла все его предложения, поскольку уже в юности дала обет посвятить себя служению Христу.
Потерпев неудачу на любовном фронте разгневанный Квинциан взялся за исполнение указа императора. Агата отказалась отречься от своей веры и была подвергнута жестоким истязанием. Католической религиозной традиции свойственно акцентировать внимание на физиологических аспектах мучений святых. История святой Агата - один из самых ярких примеров подобного рода. Ее бичевали и жгли факелами, а затем при помощи больших щипцов лишили грудей.
Страшные мучения не сломили девушку, но лишь укрепили ее в вере. Агату приговорили к сожжению на костре, но произошло землетрясение и казнь не состоялась. Ночью к ней в тюрьму явился святой Петр и чудесным образом исцелил ее раны. Агата умерла в тюрьме 5 февраля 251 года.
Святая является покровительницей Катании и всей Сицилии, Галлиполи, республики Сан-Марино и многих других мест, а также кормилиц, санитаров, женщин, больных раком груди. Знала ли о ней моя мама, которая умерла от этой страшной болезни 28 лет назад? Незадолго до смерти она приняла крещение. Вместе со мной. Страдала от этой болезни и моя бабушка.
Святой Агате посвящен собор города Катания, где каждый год с 3 по 5 февраля, 12 февраля и 17 августа проходят праздники в ее честь. Февральские даты связаны с мученичеством святой (про 12-е не совсем понимаю), а в августе отмечается дата возвращения ее мощей из Константинополя, после того, как они были похищены маньяком... Ой, извиняюсь, они были похищены византийским полководцем Георгием Маниаком (ум. 1043). Весьма любопытный персонаж, о котором хочется сказать пару слов.
Это был человек исполинского роста (чуть ли не трехметрового) с грозным видом и громовым голосом. Армянин по происхождению, он был поистине великим воином, талантливейшим полководцем, но его характер, взрывной, бескомпромиссный и безжалостный полностью соответствовал его фамилии.
Драматично сложилась и его судьба. Впервые свой полководческий талант Георгий продемонстрировал на востоке в начале 30-х годов 11-го века. После поражения императорской армии под Алеппо он со скромным гарнизоном небольшого городка сумел разбить армию арабов и вернуть захваченную ими богатую добычу (1030). Через год ему удалось захватить Эдессу, город, имеющий важное стратегическое и религиозное значение.
В 1038 Георгий Маниак возглавил экспедицию на Сицилию, захваченную арабами. Для возвращения этого острова была собрана мощная коалиция в которую входили варяги под предводительством Харольда Хардраде, будущего короля Норвегии и зятя Ярослава Мудрого, норманны, возглавляемые Вильгельмом Оттвилем, будущим графом Апулии (он же Вильгельм Железная Рука), а также печенеги и лангобарды.
Поход проходил успешно: было захвачено все восточное побережье острова, включая такие города как Мессина и Сиракузы. Затем Георгий поссорился с флотоводцем Стефаном, зятем императора. По доносу Стефана полководец был отозван в столицу и брошен в тюрьму (1040). Вскоре все завоеванные территории были утеряны.
Пока Георгий сидел в темнице императором стал сын оскорбленного флотоводца, но, к счастью, его довольно быстро свергли. В 1042 году Маниак был выпущен на свободу и назначен катепаном (наместником) Южной Италии. Ситуация в этом регионе складывалась не лучшим для империи образом: восставшие лангобарды в союзе с норманнами отбили почти всю Апулию и были готовы сбросить византийцев в море.
Маниак смог поправить дела в провинции продемонстрировав беспримерную жестокость. Он рубил головы, вешал и даже, говорят, закапывал живьем в землю младенцев. Ну чем не маньяк? И когда до решающей битвы с норманнами оставался всего один шаг, полководец снова стал жертвой дворцовой интриги.
В том же 1042 году на императорский трон взошел Константин IX Мономах, который впоследствии стал дедом (или просто родственником) русского князя Владимира Мономаха. "Соседом по даче", то есть по анатолийским владениям, Георгия был некто Роман Склир. Из-за каких-то территориальных разногласий отношения между соседями были отвратительными. Сестра Романа, известная как Склирена, состояла в любовных отношениях с Константином и, вскоре после его коронации, стала его официальной фавориткой. Неожиданно оказавшись в ближнем кругу императора сосед Георгия сумел добиться его отстранения от командования. По другой версии, инициатива исходила от самой Склирены, якобы, у нее были какие-то личные счеты с полководцем.
Гнев Маниака был ужасным. Тому, кто принес ему весть об отстранении, он приказал набить уши и рот навозом, а затем забил до смерти. После этого Георгий провозгласил себя императором, что было с воодушевлением принято армией, и начал поход на Константинополь. Посланное ему навстречу войско было с легкостью разбито, но когда Маниак был уже готов праздновать победу, шальная стрела (по другой версии это было копье) поразила его насмерть. Так Византия, лишилась, возможно, самого грозного императора в своей истории.
Во время своего сицилийского похода Георгий Маниак похитил не только мощи святой Агаты. После взятия Сиракуз он выкрал и отправил в Константинополь мощи святой Лючии (Луции) Сиракузской (ок. 283 - ок. 303). Судьба этой мученицы очень похожа на судьбу Агаты: молодая девушка из богатой сицилийской семьи, обет безбрачия и месть отвергнутого жениха. Только вместо грудей, ей вырвали глаза.
Тот кто читал "Инферно" Дэна Брауна, наверное, помнит загадку: "Ты дожа вероломного найди, который обезглавил скакунов, который кости умыкнул незрячей." "Вероломный дож" "умыкнул кости" уже из Константинополя (1204), а за полтора с лишним века до этого их "умыкнул" наш Георгий Маниак.
Добравшись до Венеции, мы увидим и "скакунов" и церковь, где хранятся "кости незрячей", и место, где они хранились раньше. Не увидим только "вероломного дожа". Профессор Лэнгдон искал его в Венеции, но я, когда читал, уже знал, что дож Энрико Дандоло, похоронен в Константинополе.
Зато профессор нашел-таки дожа, а я нет. За восемь месяцев до описываемых событий я долго бродил по галерее Святой Софии в поисках его могилы, но безуспешно. Видимо, она находилась в пространстве, закрытом на реставрацию. По той же причине я не увидел и алтарь, вокруг которого уже столько всего наворотил.
Вернемся к святой Агате. На ее праздник в начале февраля в Катанию съезжается более миллиона верующих и туристов. День памяти святой, 5 февраля, всегда был для меня особым днем, поскольку это день моего рождения. Возможно, поэтому я так трепетно отношусь к женским грудям.
Теперь после серии лирических отступлений, вложенных друг в друга, можно, наконец, вернуться и к самому алтарю. В центре композиции находится картина Федерико Цуккари (ок. 1540-1609), на которой изображен момент, когда к Агате в тюрьму явился святой Петр.
Святая стоит справа от зрителя и ее левая рука, опущенная вниз слегка прикрывает отрезанные груди, лежащие на подносе. Поднос стоит на металлической тумбе с причудливым узором. Взор ее направлен вверх, а на ее платье в районе груди видны кровавые пятна. Святой Петр в одной руке держит небольшую чашу, а другой - как будто куда-то указывает. Между двумя фигурами зарешеченное окно, вверху ангелочки на облаках. Рядом с Петром еще какая-то небольшая фигура, которая поместилась в "кадр" лишь частично, видимо ангел.
Федерико Цуккари (1539-1609), отец и старший брат которого тоже были художниками, автор фресок во многих храмах и дворцах Венеции, Рима и других городов Италии, но самой знаменитой его работой, безусловно, является роспись внутренней стороны купола флорентийского собора, которую он закончил после смерти Джорджо Вазари (1511-1574). Любопытно, что Федерико продолжил дело Вазари не только на куполе собора, но и в качестве художественного критика и историка искусства.
Начав писать эту статью, я удивился почему такой интересный алтарь не сохранился ни в моей памяти, ни в памяти моего фотоаппарата. Оставалось только предположить, что он был закрыт на реставрацию. И вот, после очередной попытки найти в интернете четкое фото алтаря, я нашел на сайте собора картину Цуккари и презентацию от 5 февраля 2020 года, посвященную окончанию ее реставрации.
Впрочем, сам алтарь никуда не делся, просто на место картины Цуккари временно установили горельеф Лучио Фонтаны Palla dell'Assunta, изображающий вознесение Богородицы.
Какие получились хитросплетения! Тут и солдатские императоры 3-го века, и солдатский император 11-го века, и Харольд Суровый, и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах со своим дедом Константином, и Вильгельм Железная Рука, и Санта-Лючия, и Джорджио Вазари, и даже я и мои предки, а также Дэн Браун и тень вероломного дожа. Все это вокруг лишь одного алтаря, который я даже не видел своими глазами полностью.
Продолжение здесь.