Предшественниками жанра ЛитРПГ обычно считают фантастические книги, антураж (а порой и сюжет) которых был заимствован из популярной компьютерной игры. В русскоязычной фантастике к таковым можно отнести дилогию «Линия грёз» Сергея Лукьяненко, написанную в 1996 году. Все названия разумных инопланетных рас, а также их внешний вид и особенности поведения в этом произведении были взяты из игры «Master of Orion 2».
В то же время начали появляться фантастические книги, герои которых оказывались внутри мира какой-либо компьютерной игры. Из качественных текстов такого рода можно назвать цикл Степана Вартанова «Мир Кристалла». Ещё одним предшественником ЛитРПГ стали литературные новеллизации игр, сперва настольных, а потом и компьютерных. Одна из самых известных серий такого типа — DragonLance (это название издатели перевели на русский как «Сага о Копье»). Сюда же относится отечественная серия книг «С.Т.А.Л.К.Е.Р.».
Из относительно качественных русскоязычных межавторских циклов такого рода можно назвать «Prime World». В него входят романы «Праймашина» Вадима Панова, «Праймзона» Александра Зорича и два романа других авторов. Действие происходит в техномагическом мире игры Prime World, которую разработала отечественная компания Nival. Кроме того, очень близки по стилю к ЛитРПГ многие фанфики по популярным компьютерным играм, например EVE Online.
Прямым предшественником жанра ЛитРПГ стали и некоторые книги про попаданцев. Среди них можно выделить цикл Анджея Ясинского «Ник». Первый роман появился в 2009 году, сейчас автор дописывает двенадцатый. Герой из близкого киберпанковского будущего попадает в некую фэнтезийную реальность. В дальнейшем он постепенно изучает и осваивает, с помощью встроенного в его голову компьютера, возможности магии этого мира, постепенно повышая свой уровень и социальный статус.
Но все перечисленные книги, строго говоря, ещё нельзя назвать относящимися к жанру ЛитРПГ, главным отличительным признаком которого является не сам факт попадания в мир какой-либо компьютерной игры, а «прокачка» персонажа с характерными системными сообщениями. А также чисто игровые описания предметов — оружия, артефактов и т.д. Вот как это выглядит в романе Руслана Михайлова «Господство клана Неспящих» :
ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ПРЕДМЕТ!
Тип: экипировка
Название: Душа Серебряного Волка
Описание: правый наруч, часть легендарного доспеха Грима Серебряного Молота
Класс предмета: Легендарный!
Прочность: уничтожить невозможно! Дополнительно: украсть невозможно! Внимание! Предмет из легендарного сетового набора!
Количество предметов в сете: 14
Ограничения по минимальному уровню: нет
Дополнительно: даваемые предметом эффекты увеличиваются пропорционально уровню персонажа
Текущие эффекты:
+2 сила
+2 выносливость
+2 защита
Умение/способность: пробуждение души Серебряного Волка.
Такого рода информационные блоки в текстах данного жанра появляются регулярно, сопровождая практически каждое серьёзное событие — например, повышение мастерства героя в каком-либо боевом навыке. Человеку непривычному, и тем более не любящему компьютерные игры, читать такие тексты порой откровенно скучно. Из-за этого все книги этого жанра порой относят к заведомой халтуре. Верно ли это? Не сказал бы. В качестве примера можно привести двух писателей, пишущих очень неплохие тексты, заведомо относящиеся именно к ЛитРПГ.
Первый из этих авторов — Александр Зайцев. В 2013 году он написал дилогию «Небесный трон», герой которой из-за аварии стал инвалидом и вынужден самореализовываться в сетевой игре. Он ставит перед собой конкретную цель — стать королём игровой фракции высоких эльфов, и последовательно добивается её. К плюсам книги можно отнести хорошо продуманный и качественно прописанный мир, а также неплохой язык, которым написаны эти два романа.
Ещё один роман того же автора, относящегося к ЛитРПГ (у Зайцева есть книги и других жанров), который стоит прочтения, называется «Тактика малых групп». Он появился в сети на год раньше, в нём описано попадание большой группы геймеров в иной мир, живущий по законам типичных компьютерных игр. Главному герою предстоит не просто выжить и стать круче разнообразных врагов, но ещё и организовать свою фракцию из не знакомых ранее друг с другом личностей. Ведь победить в этой игре можно лишь сообща.
Другой российский автор ЛитРПГ, заслуживающий внимания — Иван Магазинников. На текущий момент в цикле романов его авторства «Фанмир» насчитывается восемь отдельных произведений, сведённых в два цикла: «Мёртвый инквизитор» и «Пивной барон». Герой первого цикла является обычным человеком, запертым злой волей преступников в капсулу виртуальной реальности и пытающимся любыми способами обрести свободу. А вот главный персонаж второго цикла необычен. Это искусственный интеллект, разработанный в военных целях. Он оказывается внутри сетевой игры и вынужден завоёвывать игровой мир крайне необычным способом — став сперва трактирщиком, а потом и олигархом в области пивоварения.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.