«Фотографирую счастье», «ловлю эмоции», пишут о себе в соцсетях фотографы. И всем нам нравятся снимки с искренне улыбающимися, смеющимися, кайфующими людьми.
Но это в 2020 году. А теперь посмотрите на свадебные фотографии конца XIX — начала XX века:
Даааа уж, радость аж ключом бьёт. Причём не только у молодожёнов, но и у их близких:
Почему так? Почему эти люди такие грустные? Как будто не свадьба, а кого-то в последний путь проводили?
На самом деле это явление касается не только свадебной фотографии, но и большинства снимков того времени — люди на них выглядят крайне сурово. Не на всех, конечно, но на большинстве. Объяснений этому может быть несколько.
1. Особенности техники
В старину фотографы и модели при съёмке имели дело с совсем другими выдержками, нежели сейчас. А это значит, что чтобы фотография получилась чёткой, фотоаппарат должен был стоять на штативе, а модель — сидеть абсолютно неподвижно. Причём довольно долго. В середине XIX века фотографирование-дагерротипирование при ярком солнечном свете занимало больше двух минут, а в пасмурную погоду — все четыре. Только представьте — четыре минуты сидеть, как статуя, почти не дыша и не моргая! Тут уж не до улыбок.
Конечно, к началу прошлого века технологии всё-таки сильно шагнули вперёд, но выдержки всё равно были довольно длинными. Поэтому позы моделей были в основном статичными и устойчивыми, а лица серьёзными.
2. Отношение к процессу
Разумеется, при надлежащей сноровке застыть на пару минут перед камерой можно и с улыбкой. Но включался другой фактор — психологический. Фотографирование в ту эпоху было штукой дорогой и редкой. Для многих свадебное фото было первым снимком в жизни, поэтому они плохо представляли себе, что делать и как держаться перед камерой. Отсюда отчётливое напряжение на лицах и в позах — событие-то ответственное.
Кроме того, эта фотография могла остаться единственной карточкой за всю жизнь. Люди понимали, что именно по этому снимку их будут знать внуки и правнуки, поэтому старались выглядеть максимально презентабельно. Никаких глупых улыбок))
3. Влияние культуры
Первое время фотография развивалась под сильным влиянием живописи, со всеми вытекающими. С одной стороны, это хорошо сказывалось на технической стороне снимков — правильному [в классическом понимании] свету, композиции, антуражу придавалось большое значение. С другой стороны, в плане поз и выражений лиц мы имеем то, что имеем — серьёзность, помпезность и монументальность. Прямо как на живописных портретах.
4. Другие теории
Иногда высказывается мнение, что отсутствие улыбок на старинных фотографиях связано с этикетом — в XIX веке улыбаться в обществе просто так было не принято, это якобы считалось уделом детей, куртизанок и душевнобольных. Другая теория говорит о том, что люди не улыбались по причине очень плохого состояния зубов [хотя это никак не объясняет, почему нельзя изобразить хотя бы полуулыбку, не разжимая губ]. Ну и, разумеется, кто-нибудь обязательно упомянёт о том, что счастья на лицах не видно, потому что счастья и не было — браки часто заключались по каким угодно соображениям, только не по любви. Каждая из этих теорий может быть в чём-то права, а в чём-то сомнительна.
Как бы то ни было, разница между свадебными снимками 100-150-летней давности и современными огромная. Хотя в некоторых ЗАГСах штатные фотографы будто начинали работать ещё в ту эпоху, судя по портретам молодых))