Рассказ о литературных архетипах начну с Карла Юнга, разделившего структуру личности на три части.
Концепция мономифа опирается на третью часть — коллективное бессознательное. Собранные в ней архетипы объясняют как поведение людей, так и движущие их мотивы.
Кристофер Воглер на пару с Юнгом выдвинули такое определение:
Архетипы — это исконные модели личности, из которых состоит человечество.
Архетипы «Путешествия писателя» отличаются от множества других классификаций. Единой системы вообще не существует. Так что буду использовать тот инструмент, который подходит цели рассказчика.
Подробнее о каждом из архетипов поговорим в следующих статьях, а пока важный вопрос.
В чём разница между персонажем и архетипом?
Если коротко, то:
Персонаж — действующее лицо истории.
Архетип — функция, которую выполняет персонаж в конкретный момент времени.
Проще объяснить на примере.
Вот Ник. Он пастух, у него семеро детей и три пальца на каждой руке. Это персонаж.
И уже архетип определяет его роль. Сделаю из него вестника — того, кто провозглашает перемены.
Ранним утром Ник повёл овец на пастбище в низину. Только собрался прилечь в тени любимого дуба, как нашёл под ним мертвеца. Бросив стадо, он побежал к воеводе.
В деревне с криком заколотил в дверь местной власти:
— Там Ванька-алкаш, как есть, убитый валяется!
Затем воевода слушал сбивчивый рассказ пастуха, а сам думал: «Эх, чёрт подери, мне ведь последний день до пенсии остался...»
Воевода станет главным героем истории, Ник же — вестник, нарушивший его размеренную жизнь.
Четыре общих принципа архетипов
Принцип свободы
Персонаж не привязан к архетипу намертво, как камень к утопленнику. Исполнив сюжетную роль, персонаж может как исчезнуть из истории, так и найти другую сюжетную задачу.
Например, часто те же привратники переходят на сторону героя, став его союзниками.
Принцип объединения
В персонаже могут сочетаться несколько архетипов. Мудрый наставник и хитрый плут в едином лице, наставляющий и насмехающийся одновременно — ничего необычного.
К тому же, если героев в истории несколько, персонаж может быть союзником одному и привратником другому. Всё, как в жизни.
Из комбинации простых, казалось бы, элементов и создаются сложные сюжетные хитросплетения.
Принцип нейтральности
Сам по себе архетип не добрый и не злой.
Взять привратника. Он может препятствовать главному герою потому, что желает ему смерти или потому, что боится за него и не хочет, чтобы тот отправился в опасное приключение.
Моральный облик персонажей отражает характер, а не роль, которую они играют в сюжете.
Принцип многообразия
Архетип принимает любую форму. Классический образ — образ человека, но также он может выражаться в животном, инопланетянине, божественном провидении и просто во внутренних переживаниях.
Нередко злейшим врагом человека, его тенью, становятся собственные тёмные мысли.
_____________________________________________________________________________________
На этом заканчиваю общее знакомство с архетипами, а на очереди более подробные разговоры о каждом из них.
#вольный конспект
Оглавление путешествия писателя
Следующая статья в рубрике:
Архетип героя
Предыдущая статья в рубрике:
Путешествие писателя