На Камино де Сантьяго я избегала говорить о политике, я вообще стараюсь не говорить о политике, но давно по путешествиям заметила, что, когда люди узнают, что я из России, они не знают, как реагировать. Я из страны где правит диктатор Путин, страна которая нелегитимно присвоила Крым и воюет в Донбассе. Это не моя точка зрения:)
И рано или поздно люди начинают мне задавать вопросы на тему демократии и прочее. На что я отвечаю, что демократии нет нигде, и на двух трех примерах это доказываю, после чего от меня отстают. Но как я не пыталась уйти от политики на «камино», она меня догнала.
Утром я пригласила попить с собой чаю "сухонького старичка", он представился как Джони из Бельгии. После чаепития он по-джентельменски решил меня сопровождать следующие 20 км. до следующего альберго:) Дорога была очень сложная, то вверх, то вниз, а Джони оказался слишком энергичный, я еле-еле за ним поспевала, «сухонькому старичку» было всего 63 года и его знало все камино. Я пыталась увильнуть, отстать, но он всегда ждал и говорил: Ольга ты почему отстаешь, ты моложе меня и сильнее, давай, поторапливайся!
Пока я отдыхала, подошел еще один странный бородатый пилигрим, у которого на футболке красовался Достоевский. Мне стало интересно, и я специально спросила: кто у него изображен на футболке. Он как-то пространно стал объяснять, что это известный писатель с мировым именем, и тут я не выдержала и сделала акцент на том, что прежде всего это русский писатель. Ему пришлось со мной согласиться.
Познакомились, оказалось итальянец Стефано, обожает Достоевского, это его второй камино. Сначала был затронут вопрос о Каталонии, мол эти сумасшедшие каталонцы не признают себя испанцами. Потом как-то незаметно перешли на Крым. Оба и бельгиец и итальянец признали, что да Крым больше российский чем украинский, но Путин присоединил Крым нелегитимно.
Я спросила: что лучше война или легитимность, они как-то промолчали. А я решила, что не хочу с ними останавливаться в одном альберго и продолжать разговоры о России. Попрощавшись, я решила одна пройти еще 20 км, чтобы в молчании провести медитацию.
Но видно это был день политики.
Только я свернула на новую тропу, как ко мне подошел парнишка, спросил говорю ли я на английском и мы пошли вместе. Мой спутник оказался офицером из Литвы. Когда он узнал, что я из России, попросил, чтобы я говорила по-русски он понимает язык, но говорить на нем не может.
Я говорила на русском, он отвечал на английском. Я спросила Ромуса зачем он пошел в Камино, здесь случайных людей не бывает. Видно что-то его мучило, терзали какие-то сомнения в душе.
Я стала вспоминать свою поездку в Литву еще при Советском Союзе и меня тогда поразило какая все-таки разница в уровне жизни была на ДВ и в Прибалтийских республиках. Ромус очень странно на это отреагировал и сказал, что главное это свобода, а не материальные блага. Вот теперь у них есть свобода. Я спросила откуда Ромус родом, оказалось из маленькой деревни. Для меня это многое объяснило. Брат работает в Англии, сестра еще где-то. Но главное это свобода. Мне стало грустно, что люди настолько верят в то что им говорят. Попыталась ему объяснить, что его понятие свободы — это иллюзия. На земле 7 миллиардов людей, о какой свободе может быть речь, такой массой надо руководить. Я спросила сколько ему платят Армии оказалось 1000 евро, на что я ответила, что натовцы, которые стоят в его стране получают в 10 раз больше. Ромуса это не смутило, мол ему хватает. Я задавала очень много провокационных вопросов на которые Ромус лишь отвечал, о это сложно объяснить это геополитика.
Чтобы уйти от темы, я попросила его спеть народную литовскую песню, Ромус немного задумался, а потом спел. Идти стало веселее. Когда он узнал, что я из Сибири пришел в восторг, и сказал, что это его давняя мечта, съездить в Сибирь. Я обрадовалась и стала рассказывать о наших Саянах, Алтае, но оказывается Ромуса интересовали места захоронения соотечественников. Он стал мне рассказывать, как много литовцев пострадало от репрессий, меня это вывело из себя, и я резко ему заметила, что русских пострадало не меньше, с чем он тут же со мной согласился.
В результате он признался, что ярый пацифист, хотя и служит в армии.
Любимый певец Цой, любимый писатель Сент Экзюпери и Достоевский.
Ромусу нужно было срочно возвращаться в армию, и он шел по 60-70 км в день, а я, пройдя в этот день 40 км, падала без сил. Поэтому мы расстались. И каждый ушел со своими мыслями.
После беседы с Ромусом на утро после бессонной ночи от боли в ногах, меня осенила «гениальная идея»: создать в России свой «камино» и назвать его «тропа каторжан»
Проходить она будет от Бутырки до Сахалина, через всю Сибирь:)
Альберго заменят казармы, можно создавать частные, не важно, главное соблюдать "дизайн" и стиль. Но никаких современных туалетов и душевых. Воссоздаем старый российский быт.
За каждым поворотом, сажаем на цепь медведя, это не шутка иностранцы действительно верят, что у нас по дорогам ходят медведи.
А главная идея и лозунг для пилигримов: искупи страдания своих предков.
Думаете желающих не будет?
Ошибаетесь, колоннами пойдут к нам.
Первые пойдут поляки, потом немцы, и японцы подтянутся:) А из наших братских бывших республик (Прибалтика) те вообще за честь сочтут:)))
Вот и развитие туризма в глубинке:)