Что, на горных умеешь?
- Могём, начальник!»
Территория, О. Куваев
Спойлер
Ночь. 2.00, если точнее. Все спят. Я читаю горнолыжный форум в части обзора производителей снаряги. Я в жизни ничего из интернета не выбирала и не покупала. Смысл всего этого чтива– вроде как трогать языком шатающийся молочный зуб (помните, ага!), комплект страдания и наслаждения. Маркиз де Сад был бы доволен мною.
Октябрь, подмосковье, +12, завтра ребенка в школу. Ну, вы понимаете, к чему я веду.
Начало (разговора и вообще текста)
Ничто не предвещало. Моя подруга на горных катается,ей нравится, вроде, а мне это дело представлялось развлечением пресыщенных жизнью жирных буржуев, и абсолютно глупым занятием, вроде игры в казино. С другой стороны, мне, как буржуйке (не особо жирной), с интеллигентными корнями, можно было б и составить собственное мнение об этом, так называемом, спорте. Какой, нафиг, это спорт, с горы на лыжиках съезжать?
Дело в том, что наступал, близился Новый Год. И встал вопрос: как затащить мою подругу Машу с нами праздновать? (Маша это другая подруга, не та, что катается). Нужно что-то необычное… Пригодное для семейного досуга (дети 5 и 6)… С выездом…Снежно-новогоднее…ага, еще Мария ведется на красивое название…ГОРНЫЕ ЛЫЖИ! В экзотической Армении, где много-много диких… гор, памятников архитектуры и культурного наследия. И по-русски понимают. И виза не нужна.
Итак, это была моя идея, и до сей поры я люблю играть с мыслью, что я все это придумала. Осуществлял, конечно, Макс. Вообще, в нашей прекрасной семье Макс это мотор, бензин, колеса и водитель. Я – я зажигание. Искра. Если у кого стартер ломался, меня поймут.
И поехали мы, и полетели, в Армению, в местечко под названием Цохкадзор (я запомнила название, когда дома, вернувшись, фотки показывала). Компания наша: Макс- спонсор выезда, я – придумавшая весь этот крэйзи трип, Мария – веселый легкий на подъем человек с ребенком ровесником нашего. Цель поездки – туризм и отдых, достопримечательности, попробовать хаш и горные лыжи. Про хаш, кстати, можно отдельное эссе писать. Вкратце: знаю я теперь, что это такое… Одного раза вполне хватило. Даже одного взгляда…
Итак, гора
Гора издалека прекрасна, она острая сверху, заснеженная сбоку, над ней небо и все, что мы видим на красивых фото, все есть в реальности.
Вблизи она белая. Это первое мое ощущение. Белая и высокая. Очень белая и очень высокая.
Вокруг – специалисты! Профессионалы! Спортсмэны в черно-красных куртках, в толстых штанах и очках как у джеймсов бондов. Это мне так кажется всегда поначалу, при знакомстве с новым видом все равно чего. Сейчас получше уже стала, а раньше – страшно вспоминать, сколько я отказывалась от обучений всему на свете по этой мучительной причине – не могу выглядеть неумехой.
Мы трепетной группкой барашков топчемся на склоне меж деловитых лыжников. Я все больше скисаю, как водится… Макс мужчина, он решительно заходит в подозрительный сарайчик, с подозрительной вывеской «прокат», и возвращается с подозрительными с виду армянскими инструкторами… И понеслась..
Первое надевание горнолыжных ботинок сравнимо только с первым сексом. Ты намечтала «бэд оф роузез», а на деле больно и страшно. И неудобно, и непонятно, и вообще, я не готова… Но общими армянскими усилиями натянули (ботинки на меня, а вы что подумали?), и дали в руки лыжи. Лыжи тут же упали. На меня, точнее, на голову мне.
Тут я пропою давно в груди горящий гимн Горнолыжному Шлему. Мы купили шлемы, еще в Москве. Они недорогие, кстати, если простые. Я приехала в Декатлон и спросила у замученных (они там все замученные, всегда) девочек, что мне нужно купить. И мне выдали шлемаки для всей семьи, носки длинные такие (сама ни за что б не догадалась!), и очки защитные. Самые простые и дешманские. Они были ужасно мутные, я всю первую поездку и часть второй в них мучилась, плохо видела. А потом догадалась пленочку защитную снять.
А на горе ( и на фото, кстати, часто), такие лыжницы – бордистки с волосами блонд и в шапочках с пумпонами. Я завидую пумпонистым девкам этим страшно! Пумпон под шлем точно не лезет. И я в шлеме этом, без пумпона, мои волосы торчат откуда-то сбоку не особо соблазнительно, вроде, моль их ела… Дура-дурой, без красоты вообще… ага.. и роняю на бошку себе лыжи. Горные лыжи весят примерно как топор-колун и кант металлический сравнимой остроты…по шлему – Бац! Зазвенело! В общем, данунафиг эти пумпоны.
Лыжи
Они, как упомянуто, тяжелые, они короткие, и они, ооо, скользкие. Я умею на беговых, в небольшую горку легко, и в большую тоже можно. Подвоха я не ожидала. А эти тяжеленные агрегаты сами поехали, невзирая на мое мнение, два коня, блин, и меня за собой прицепом потащили… Оказалось, что эти чудовища чуют малейший уклон, сами ориентируются и немедленно начинают спуск, вне зависимости от мнения пристегнутого чайника.
Поймал в обьятия меня, совершенно обескураженную, инструктор дядя Арам. Остановил, переориентировал и повел делать первые шшаги.
Никогода! Никогдаааа!!! Никогда б не подумала, что подъем с уклоном в пол-градуса может быть сущим мучением, подвигом и напряжением всех сил. Ну вот, теперь я знаю, что так тоже бывает.
Я ж говорила вначале, что это была моя идея, да? Вот на этом этапе я окончательно пожалела: себя, и что придумала это все, и вообще… Да и Маша с Максом косились на меня недобрым глазом. Да, детей увели учиться отдельно, слава Богу, их тут еще не хватало! По секрету скажу: детей на лыжи поставили, все хорошо, парни катаются, лихие джигиты уже!
Вернемся к нашим баранам. Ко мне, любимой: на обычных-то лыжах с горки с ветерком не люблю. Я все время падаю, и криомассаж лица мне настолько осточертел, что я предпочитаю пологие безадреналинные спуски, медленно, неспешно, с пейзажиком, со своими мыслями… В общем, скорость меня нисколько не манила, и лыжи горные были просто частью программы: прокатиться в Ереван, скатиться с горы, съездить на Севан, фото с балкона, хаш (а, уже поминала его!), ну, мы за разнообразный отдых. И после первых пяти (ладно, трех) минут на этих скользких досках мне хватило, чтобы решить, что я развлеклась достаточно. Пусть буржуи в своих куршавелях ноги ломают, мрачно думала я, а мне это не уперлось вообще никуда. Однако, для бунта ягодка еще не созрела, и потащилась с Арамом на учебный склон, а, вдоволь нападавшись и напозорившись там в компании деток мне по пояс, и на настоящий подъемник…
Подьемник
Когда я училась водить машину, я специально попросила инструктора съездить со мной на заправку. Поскольку то, что очевидно опытным пользователям, категорически непонятно впервые. И если вы не водите машину, как пользоваться заправкой, догадаться не очень просто. Похожее дело с подъемником. Никакого аналога в нелыжном мире этому марсианскому сооружению я найти не могу. Непонятно вообще все, вплоть до того, как попасть на кресло, если очередь, все толпятся, лыжи скользкие, а надо передвигаться, медленно и не падать. И впихнуться в узенькую щель для входа, приложив свой ски-пасс (звучит загадочно и круто) туда, куда надо. Кстати, я была просто поражена горнолыжными очередями: это самая доброжелательная в мире очередь! Все толкаются немного, но никто не парится и не злится. И потом надо сесть на подъемник, а не мимо… чтобы тебя унесло куда-то вдаль к чертовой матери и к вершине горы. А уж слезть с него это вообще, но это где-то выше, снизу не видно, поэтому не страшно. На самом деле, к моменту подъема на гору, да и за сам подъем ( в солнечной Армении на горе дичайшие ветра, а креселка древняя и медленная!), я так задолбалась и промерзла, что решила про себя, что из вежливости съеду разок и скажу, мол, спасибо, все было очень вкусно, я вполне сыта. И нафиг-нафиг!
Наверху
Удивительное свойство, оптический фокус прямо-таки: снизу гора выглядит большой, но пологой. А если подняться наверх, то кажется, что нет никакого спуска. Есть отвесный обрыв.
Инструктора в Армении учат начинающих спускаться, упираясь руками в инструктора. Инструктор при этом спускается спиной вперед (как они это делают?), и со стороны это похоже на свадебный вальс. Особенно, когда клиент бугай под 150 кг, а инструктор небольшой и спортивный…
А я с края моей первой в жизни пропасти, про себя матерясь и вытаращив от ужаса замерзшие глазки, начинаю сползать по склону…плугом.. упираясь в лыжную палку спортивного Арама… никаких красот и пейзажей, не до них, я вижу только снег под собой и лыжные палки инструктора. Больше всего мечтая бросить все нафиг, отказаться сьезжать и на вертолете сбежать. Но Арам настоящий спортсмен, немолодой уже мужик, спокойный и серьезный, у него фиг сбежишь и хрен откажешься.
И при помощи чуда и какой-то матери мы оказываемся внизу, на выкате к подъемнику и тут происходит странное и необъяснимое. Я хочу еще. Я хочу еще спускаться с горы, снова и снова, и еще разок.
Не знаю, как удалось мне поймать за сверкающий хвост кайф от всего этого, что за жареный петух клюнул меня в мою отбитую и заснеженную задницу, но с этого первого сползания плугом, упираясь в инструктора, я пропала. Я полюбила.
И вот сижу (уже 3.00, вставать уже сегодня, ооооо..), пишу, вспоминаю, качаю свой зуб. Воспроизвожу внутри себя тот кайф, наслаждение, чудо мгновения, когда я стою первая у начала трассы, и сейчас, вот легчайшее движение, и уже я улетаю вниз, но как будто вверх, как птица, и вижу синющщее небо, кинематографические ели по сторонам, как кулисы в театре, а впереди край снега и за ним желанная, манящая белая пропасть…