Найти в Дзене
ПЕРЕВАЛ

СЛАВА В ПРИХОТЯХ ВОЛЬНА

Солнце русской поэзии, вероятно, перевернулось в гробу, когда на московских улицах появились билборды, рекламирующие поправки в Конституцию. На одном из них – сам Пушкин, призывающий население сохранять родную культуру и язык.

Но здесь-то хоть ясно, кто использует славу великого поэта и для какой-такой великой цели. А вот зачем иные авторы социальных сетей прикрываются именами классиков в своих сомнительных постах? Если это гонка за популярностью – мелковато, господа. Скорее всего, здесь дело в банальной безграмотности. В школе плохо учились эти авторы.

Так, всю прошедшую коронавирусную весну по соцсетям гуляло стихотворение, будто бы сочинённое Пушкиным в 1827 году, когда он якобы сидел в Болдино на карантине.

-2

Сопровождались эти вирши следующим комментарием: «Александр Сергеевич Пушкин, находясь на карантине по поводу холеры в Болдино, обращается к нам сегодняшним!!!».

Судя по количеству перепостов этого стихотворного «шедевра», огромное число пользователей соцсетей также составляют бывшие двоечники, которые в своё время бессовестно прогуливали уроки литературы. Любой школьник вам скажет: Пушкин творил в Болдино осенью 1830-го, а никак не весной 1827-го!

Как выяснилось, настоящим автором жизнерадостного опуса является сетевой поэт из Казахстана, творящий под псевдонимом Урри Грим — именно он опубликовал его на своей странице в фейсбуке. Опубликовал без подписи, без даты, без всяких задних мыслей. А кто-то из читателей прикололся - приписал стих Александру Сергеевичу, да и пустил гулять по свету. Ай да Пушкин, ай да карантин! – возрадовались очумевшие на самоизоляции граждане и стали активно пересылать душеспасительные строки по Вотсапу своим родным и знакомым.

-3

А сколько ещё гуляет по сетевым просторам бездарных строф, приписываемых и тому же Пушкину, и Есенину, и Маяковскому… - ну просто тошно делается. Интернет превратился в большую мусорную свалку.

Если уж классиков не щадят, что уж говорить о несчастных современных поэтах? Раньше авторов как-то оберегал Союз Писателей, а теперь они совершенно бесправны и беззащитны перед всякими интернет-затейниками. И хотя на литературном портале «Стихи.ру» публикация каждого поэта подкреплена номером «Свидетельства о публикации», это никого не останавливает. Как только ни издеваются над авторами: приписывают их стихи другим, переставляют строфы, «миксуют» произведения разных поэтов…

Один случай – это случайность, два случая – тенденция, три случая – закономерность.

В последнее время вылезла целая куча фальшивок, связанная с припиской чужих стихов известному поэту Эдуарду Асадову. К сожалению, есть основания полагать, что эта кампания кем-то инициирована. Но зачем???

-4

Эдуард Аркадьевич Асадов (1923-2004) - замечательный советский поэт, фронтовик (из-за осколка снаряда в 20 лет потерял зрение), мудрый лирик. Его проникновенными стихами мы зачитывались с юности. Кому понадобилось «дополнять» творческое наследие классика чужими стихами? Причём, стихами хорошими, талантливыми. Но чужими.

На том же портале «Стихи.ру» есть раздел «Литературные дневники», страницы которых ведут не поэты, а любители поэзии.

Некая Онуфриева Мария в своём «литературном дневнике» приписала Асадову стихотворение известной поэтессы Людмилы Щипахиной «Не заставляйте женщин плакать» (см. оригинал в книге издательства «Художественная литература», Москва, 1981, стр. 304).

Другая «любительница», Серопова Любовь, вообще «объединила» стихи Владимира Трубина и Елены Кораблёвой в одно, и автором указала – Асадова!

И ладно бы ещё «любители», что с них взять… Но и солидные группы в соцсетях включились в эту нелепую кампанию.

Так, в хорошей, интересной, уважаемой мною группе ЛИТСАЛОН «Страницы книг» в Одноклассниках (администратор Светлана Ткачёва) 21.05.2020 публикуется стихотворение «Покаяние родителям» за подписью Эдуарда Асадова.

(https://ok.ru/group53968690020472/topic/151622824263800)

Но это не его стихи! Автор замечательного стихотворения «Когда они уходят в тишину…» – современная поэтесса Елена Кораблёва, и написано оно в 2008 году (Свидетельство о публикации №108120301257).

Даже «Комсомольская правда» - и та облажалась. 21 апреля, в день памяти Эдуарда Асадова, на странице kp.ru появляется такой пост:

-5

На самом деле стихотворение «Как много тех, с кем можно лечь в постель» принадлежит перу Елены Артюх (см. блог поэта по ссылке http://blog.cety.ru/svetlana-seti-ru/2118-kak-mnogo-teh-s-kem-mojno-lech-v-postel.html).

И так далее. Автор стихотворения «Пока мы живы…» - Владимир Владимирович Трубин (псевдоним - Бергер). Стихотворение «Ты прекрасная нежная женщина...» написал Виталий Мешалкин (Свидетельство о публикации №108120702920). Стихи эти, растиражированные в интернете, не имеют никакого отношения к Эдуарду Асадову и написаны уже после его смерти.

Есть в городе Набережные Челны замечательный человек, энтузиаст, истинный знаток и любитель поэзии - Светлана Якимова. Вот уже год пытается она в Одноклассниках вступиться за права авторов. За это время и я к ней присоединилась, и некоторые другие читатели. Но, увы, пока безрезультатно. Администраторы сайтов на комментарии не реагируют и фейковые посты не удаляют.

Странно: они не понимают, что, публикуя фальшивки, подставляют под удар собственную репутацию. По хорошему счёту, можно было бы свести всё это к недоразумению, извиниться перед авторами, которым нанесли моральный ущерб.

Поэзия – материя тонкая, нежная. Поэтов «бог благословил», их беречь надо. Каждое стихотворение для них – как дитя. Подумайте, каково поэту увидеть полученный им дар божий под другим именем, да ещё с искажённой строкой, да ещё с орфографическими ошибками… В ужасное время живём.

Эх, дознаться бы, кто и когда впервые приписал любимому миллионами поэту Асадову чужие стихи?! Кто, когда и зачем? У этих стихов есть настоящие авторы, и их авторство задокументировано. Тем не менее, лирические произведения гуляют по Сети под именем Эдуарда Аркадьевича. Что печально, «прогулки» эти поддерживают и распространяют некоторые мастера художественного чтения, как то: Виктор Корженевский, Максим Калужский, Леонид Юдин и другие.

Безграмотная публика не замечает подмены. И фейки, как вороны, разлетаются по сетям всё шире и шире.

Татьяна Гамалеева

ПЕРЕВАЛ

6.06.2020