«Боже мой, как я стара- я ещё помню порядочных людей». Фаина Раневская.
В творческой культуре найдётся не так много личностей, в которых интересно решительно всё: история жизни, высказывания, афоризмы, ядовитые уколы. Многие известные нам актёры признавались, что старались держать с ней дистанцию, дабы не попасть на обрушившийся от неё гнев. Уж больно велика колдовская сила её дара и личности. И очень не хотелось бы оказаться нашпиленным на иглу её афористичных высказываний. Кому приятно войти в историю культуры «б... в кепочке» ? Или «амазонками в климаксе»? Именно это и запомнится. Фаина Георгиевна видела людей и дела их сквозь призму своего ни на что не похожего гения. И какова сильна была отдача её приятия, жалости и любви, когда происходило приятие человека.
На долю актрисы выпали обиды и несправедливости: ничтожное количество ролей в кино, одиночество. Очень жаль, что она так и не дописала книгу, над которой пыталась работать в течении трёх лет. Как она относилась к своим ролям, так и полагала, что должна создаваться книга. «А если не сказать всего, значит, ничего не сказать», - говорила она. И уничтожила всё написанное за несколько лет. Безжалостно и непоправимо, считая, что на языке Пушкина и Толстого писать «пожилой актрисе» не следует.
К счастью, остались некоторые материалы в Российском государственном архиве литературы и искусства - это школьные тетрадки, обрывки, рецепты, какие- то картонки, заметки. Почерк иногда не совсем разборчив. «С моим почерком меня никогда не приняли бы в следователи, только в бандиты» шутила Раневская.
Благодаря Дмитрию Щеглову, который очень хорошо знал актрису, мы можем прочитать несколько книг, в которых много высказываний, истории и обстоятельства её жизни.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
- Из всего хорошего, сердечного, сказанного мне публикой, самое приятное - сегодня полученное признание. Магазин, куда я хожу за папиросами, был закрыт на обеденный перерыв. Я заглянула в стеклянную дверь. Уборщица мыла пол в пустом зале. Увидев меня, она бросилась открывать двери со словами: «Как же вас не пустить, когда глядя на вас в кино забываешь своё горе. Те кто побогаче, могут увидеть что - нибудь и получше (!!!) вас, а для нас бедных, для народа - вы самая лучшая, самая дорогая... » Я готова была расцеловать её за эти слова.
48 год, 22 июня.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
- Соседка, вдова моссоветовского начальника, меняла румынскую мебель на югославскую, югославскую на финскую, нервничала. Руководила грузчиками...И умерла в 50 лет на мебельном гарнитуре. Девчонка!
-----------------------------------------------------------------------------------------------
- Приглашение на свидание: «Артистке в зелёной кофточке», указание места свидания и угроза: «Попробуй только не прийтить». Подпись. Печать. Сожалею, что не сохранила документа, - не так много раз я получала приглашений на свидание.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
- ...Я часто думаю о том что люди, ищущие и стремящиеся к славе, не понимают, что в так называемой «славе» гнездится то самое одиночество, которого не знает любая уборщица в театре. Это происходит оттого, что человека, пользующегося известностью, считают счастливым, удовлетворённым, а в действительности всё наоборот. Любовь зрителя несёт в себе какую-то жестокость. Я помню, как мне приходилось играть тяжелобольной, потому что зритель требовал, чтобы играла именно я. Когда в кассе говорили: «Она больна», публика отвечала: «А нам какое дело. Мы хотим видеть её. И платили деньги чтобы её посмотреть». А мне писали дерзкие записки: «Это безобразие! Что это Вы вздумали болеть, когда мы так хотим Вас увидеть». Ей-богу, говорю сущую правду. И однажды после спектакля, когда меня заставили играть «по требованию публики» очень больную, я раз и навсегда возненавидела мою «славу».