Найти тему
Святые американцы

Yandex объявил войну Путину

В преддверии всенародного голосования за изменение Конституции резко обострилась политическая ситуация в стране. В частности, это ярко проявляется в информационном поле страны. Идёт агрессивная агитация, направленная в ту или иную сторону. И к ней среди прочих подключился и наш it-гигант Yandex. На чьей стороне, разбираемся в этой статье.

Вы, уважаемые читатели, наверняка заметили странности в ленте Дзена: огромное количество статей на политическую тематику – если она значится в ваших интересах – с негативной оценкой деятельности Путина и действующей власти. По крайней мере, в моей ленте 90% статей о политике содержат явную критику президента. И это притом, что я такие статьи, как правило, игнорирую, либо ставлю им дизлайки. То есть я не сторонник оголтелой критики главы государства. Но антипутинские материалы продолжают и продолжают появляться.

Это имело настолько подавляющий эффект – а из-за этого кажется, что большинство населения против Путина – что я решил даже завести свой канал на Дзене, чтобы с помощью него пытаться доносить какие-то логические и рациональные размышления до читателей. В итоге на данный момент я написал уже 26 статей – эта будет 27-й – что позволило мне составить своё впечатление об информационной политике Яндекса.

И впечатление у меня сложилось следующее: алгоритм Дзена самым активным образом сливает статьи, в которых хотя бы каким-то образом позитивно оценивается работа президента. И у многих других авторов, пишущих на аналогичные темы, сложилось такое же впечатление. Вот ещё статьи для примера:

А вот как прокомментировал мою статью один из читателей:

-2

Очевидно, что не у одного меня сложилось такое мнение...

Как работает алгоритм?

Заявляется, что алгоритм основан на технологиях искусственного интеллекта. То есть вначале алгоритм проверяет статью, определяет её тематику и, в зависимости от темы, первоначальную аудиторию. Далее на основе оценок читателей производится уточнение аудитории: статья выдаётся тем пользователям, интересы которых совпадают с людьми, уже прочитавшими статью и поставившими лайк или оставившими комментарий.

Соответственно, чем больше переходов на статью, чем больше позитивных оценок, чем больше комментариев, тем больший охват должна получать каждая статья.

А что происходит на самом деле? Я покажу это на примере моего канала.

Средний CTR (Click-Through Rate – отношение числа кликов по карточке публикации к числу ее показов в ленте Дзена) моего канала составляет 18,2%. Это очень высокий показатель. Я могу об этом судить на основании моего собственного пользовательского опыта – я кликаю только на одну из 15-20 статей в ленте.

Позитивно оценивает мои статьи в среднем каждый 15-й дочитавший, что в целом тоже неплохо. И такое же примерно количество комментариев. То есть все показатели стабильно высокие, они не зависят от конъюнктуры или времени публикации – статьи-однодневки я не пишу, как правило. Это же признают и специалисты поддержки Дзена.

Я сам по основному роду своей деятельности связан с it-индустрией, и я имею представление, как устроен этот бизнес. Всё дело в том, что Яндекс предоставляет в ленте Дзена места для размещения каких-либо материалов, так называемый инвентарь. Инвентарь сам по себе имеет некую ценность, за него можно получать деньги, скажем, показывая в статьях рекламу.

Таким образом, Яндексу гораздо выгоднее размещать материалы с высокими показателями кликабельности как можно чаще, т.к. тогда у них меньше инвентаря будет пропадать впустую. Следовательно, они заработают больше денег.

Но вот какую статистику я имею:

Статистика просмотров моего канала с 27 по 29 мая
Статистика просмотров моего канала с 27 по 29 мая

На графике видны пики в районе 8-9 утра каждого из этих дней. Какой вывод можно сделать из этой статистики? Что мои публикации искусственно ограничиваются в показах. И это притом, что, повторюсь, показатели моих статей стабильно высокие, и Яндексу было бы выгодно показывать именно их. И мне как автору трудно упрекнуть себя в чём-либо, я сделал достаточно, чтобы они получили аудиторию. Тем не менее ситуация именно такая.

Специалисты поддержки Яндекса в ответ на мои вопросы заявляют примерно следующее:

-4

Или вот так:

-5

Эпопея моего бодания с поддержкой Яндекса очень длинная, но суть её примерно понятна: поверьте нам на слово, у нас отсутствует какая-либо цензура. А колебания показов абсолютно нормальны.

То есть мне пытаются доказать, что в 9 часов утра мои статьи интересны публике, а вот в 9:10 интерес напрочь пропадает...

Правда, были и исключения из этой статистики. Они пришлись на 21 мая и 6 июня – даты публикации статьей "Как я ненавидел Путина" и "Куда отступает Путин, или Путин пошёл ва-банк!" соответственно. Прикладываю статистику за эти дни:

Статистика посещений с 20 по 22 мая. Значительное увеличение показов произошло вечером 21-го числа
Статистика посещений с 20 по 22 мая. Значительное увеличение показов произошло вечером 21-го числа
Статистика посещений с 5 по 7 июня. Значительное увеличение показов произошло вечером 6-го числа
Статистика посещений с 5 по 7 июня. Значительное увеличение показов произошло вечером 6-го числа

Что объединяет две эти статьи? Всё очень просто – там высказывалась критика президента. Вернее то, что искусственный интеллект мог бы принять за критику. На самом деле, человеку было бы ясно, что в контексте всей статьи особого негатива к власти не прослеживается, особенно в первой из них. Но искусственный интеллект этот контекст не понял.

Однако дальше, когда пользователи начали реагировать на эти статьи, машине стало понятно, что нравятся они в основном пропутинской аудитории. И показы тут же прекратились. Или пришли в "норму", с точки зрения Яндекса...

На все мои вопросы о причинах действующих ограничений мне даётся простой ответ, причём постоянно один и тот же: конкретных причин отсутствия показов мы не знаем, статистики никакой у нас нет, поверьте нам на слово...

А между тем, конечно у Яндекса, как у главной it-компании страны, есть колоссальные ресурсы и для сбора, и для анализа этой статистики. Легко можно было бы вычислить конкретные причины той или иной проблемы.

Повторюсь, что, работая также в it-компании, я прекрасно понимаю, что прозрачность системы – это огромное преимущество в глазах пользователей. Каждая компания стремится к этой самой прозрачности, выдавая своим клиентам все возможные инструменты для статистического анализа. Но при условии, что компания, конечно, работает честно...

А если статистику намеренно скрывают – это явный признак разного рода махинаций.

В завершение остался самый интересный вопрос: чем Яндексу так не угодил Путин? Точного ответа на него у меня конечно же нет. Но я могу предположить, что в данном случае имеет место какое-то давление на руководство компании.

Это давление может быть личного плана – кто-то грозится отобрать особнячки где-нибудь в Майами у членов совета директоров. Либо могут давить по технической линии, обещая ввести дополнительные санкции и запретить использование текущих технологий Яндекса, а все it-технологии, за редким исключением, американские...

Но совершенно точно это давление связано с предстоящим голосованием за изменение Конституции. Кому-то оно сильно не нравится. И я думаю, вы все поняли, кто это может быть. Вот так мы дожили, когда против президента – и в данном случае против народа – выступают не только люди, но и машины...

А обществу ещё предстоит ответить, пойдём ли мы на поводу у этих "террористов" и провокаторов или примем самостоятельное и взвешенное решение.

Всем спасибо за внимание! Если вам не нравится цензура, ставьте лайк и высказывайте своё мнение в комментариях. Специалисты Дзена заявляют, что это имеет большое значение! Также подписывайтесь на мой канал, будет ещё много интересного (если меня не заблокируют окончательно). Удачи вам и всех благ!

Продолжение читайте в статье: Почему Yandex объявил войну Путину?

Читайте также мои статьи:

О чём голосование по Конституции, или как врут СМИ?

Как работает "путинская" пропаганда?

Как американцы управляют Россией?