Многие с уверенностью скажут, понятия казаки и казачество, знакомые любому из нас еще со школьной скамьи, не требуют пояснений. В действительности не все так просто. Иначе как объяснить, что ни специалисты-этимологи по поводу происхождения слова «казак», ни сторонники строгой хронологии о времени появления казачества, ни участники непрекращающихся споров о роли казачьих войск в российской истории, прийти к единому мнению не могут. Обычно люди, обращающиеся к этой теме, используют простую дефиницию, устраивающую всех. Казачество - военное сословие, сформировавшееся в России в XVIII веке.
Но такое определение кажется исчерпывающим лишь до момента, пока исследователь не столкнется с конкретным историческим событием, случившимся не без участия этих лихих удальцов (перев. с тюрского: казак – удалец). Вопросы, цепляясь один за другой, выстраиваются в сложную цепочку взаимосвязей между самодержавием, православной верой, казачеством, воинской службой и свободой, рожденной на землях Дикого поля. С трудом удается, а иногда и нет, найти объяснения некоторым действиям казацких атаманов.
Всем любителям и знатокам казачьей истории советуем посетить интернет-магазин нагаек и сувениров Нагайка.рф
Известно, что образованная в 1552 году усилиями польского князя Вишневецкого Запорожская Сечь, с 1572 года, в соответствии с универсалом короля Сигизмунда II, находилась в составе регулярных польских войск. Они же, казаки Запорожья, были основной силой в восстании 1648-1651 гг. против Речи Посполитой, во главе которого стоял Б. Хмельницкий.
В период Смуты, выпавшей на долю России, полагая, что идут на спасение царевича Дмитрия, казацкие атаманы поддержали войска самозванцев, а затем активно боролись в составе народного ополчения с польскими и литовскими захватчиками.
Еще больше противоречий в действиях этого особого военного сословия появляется в последующие годы, характеризующиеся укреплением самодержавия и его стремлением подчинить себе казацкую вольницу. Поэтому интерес к этой теме остается непреходящим. Его сегодняшнее усиление вызвано появлением в июне 1992 года президентского Указа, предусматривающего реабилитацию жертв расказачивания и меры федеральной и региональной властей по возрождению казачества в РФ.
Возрождение воинской славы или игры «ряженных»
Неоднозначные оценки почти пятисотлетней истории казачества стали еще в большей степени спорными в годы советской власти и в постперестроечный период. В рамках данной статьи ограничусь только констатацией этого. А вот обратиться с призывом соблюдать историческую правду, даже в мелочах, считаю уместным. Вот я о чем. Года три-четыре назад, отдыхая в Калининградской области смог запечатлеть вот такую картинку.
Проще было бы объяснить появление на улице бывшего (до 1946 года) Кенигсберга рыцарей Тевтонского ордена, чем казаков Оренбургского войска (судя по форме одежды – светло-синие лампасы и погоны, темно-зеленые околыши у фуражек). Если это просто гости города, то к чему такой маскарад? А если мне повстречались участники исторической реконструкции, например, Семилетней войны, то цветовая гамма лампасов, фуражек и погон должна соответствовать принятой в Донском войске (красная), ибо только его полки сражались с армией Пруссии. Не думаю, что это незначительные мелочи.
Вот и название моей статьи звучит не совсем корректно. По крайней мере такая формулировка была бы уместна для запорожских или донских казаков. А в отношении кубанцев, чтобы не нарушать общую хронологию казачества, о первенстве поговорим отдельно.
Особенности формирования Кубанского казачьего войска
Запорожская Сечь – особая статья в истории вольных и, одновременно, служивых, людей. Тихий Дон – это и Первая конная армия Буденного, и территория зарождения Белого движения. А вот почему историки казачества большое внимание уделяют Кубанскому войску? Главной особенностью этой военной организации, и соответственно, основной причиной такого отношения к ней, стал неординарный способ создания и последующего применения частей кубанцев.
Многие поселенцы казацких сечей и крепостей на юге и юго-востоке России попадали в число казаков спонтанно, в поисках лучшей жизни. Небольшие гарнизоны городовых служивых людей пополнялись теми, кто скрывался от преследования властей, как участники восстания под предводительством Ивана Болотникова. Или другими, которые в условиях Великого голода 1601-1603, уходили в низовье Волги и Дона в надежде оказаться в более сытных местах. Словом, казачьи войска в большинстве своем создавались «снизу».
А вот Кубанское войско было организовано, главным образом «сверху», из ранее существовавших и опытных в военном отношении формирований. Поэтому говорить о первых казаках-кубанцах проблематично. Бытуют отдельные версии о появлении кубанских казаков в более ранний, чем общепринято считать, период.
Одна из них, ссылается на существующий документ от 21 сентября 1692, где впервые упоминаются жители кубанские поселений как воровские казаки-раскольники. Скорее всего речь идет об их совместных с крымскими татарами набегах на пограничные российские земли. Но ввиду малочисленности (фигурируют цифры в несколько сотен человек) и зависимости от крымских ханов, этих людей нельзя отнести к основателям кубанского войска. Даже несмотря на существование у них элементов, свойственных казацким общинам.
Не выдерживает критики и версия о том, что заслуга формирования воинской организации казаков на Кубани принадлежит донским казакам-некрасовцам, которые после подавления восстания Кондратия Булавина 1708-1709 гг. перебрались на Кубань. Возглавлял 8.000 отряд сподвижник последнего Игнат Некрасов. Бежавшие с Дона и оказавшиеся на подконтрольной крымским ханам земле, некрасовцы постоянно осуществляли набеги на российские территории. Перебравшись в последствии в Турцию, даже после смерти своего вожака, эти казаки еще долгие годы соблюдали «заветы Игната», среди которых одной из основных была заповедь «при царе в Расею не возвращаться». Понятно, что их вклад в организацию Кубанского войска можно рассматривать только со знаком «минус».
Три дня рождения войска.
К концу XVIII века в России, окончательно завоевавшей выход к Черному морю (по Кючур-Кайнарджийскому договору 1774 года) и значительно, в результате первого раздела Речи Посполитой, укрепившей свои позиции на западе, отпала потребность в военной силе Запорожской Сечи и в присутствии казаков на их исконной территории. Кроме внешнеполитических изменений на судьбе Запорожья, да и других казацких объединений, сказались последствия Пугачевского восстания. Коснулось это и Кубанского войска, тогда еще не существующего, но появившегося через несколько лет не без участия старших поколений казачества. Четыре группы казаков в той или мере участвовали в процессе формирования новых частей.
Черноморское казачье войско
В 1775 г. во исполнении императорского манифеста, практически мирным путем, благодаря дипломатической выдержке генерала Текели, был ликвидирован символ казачества - Запорожская Сечь. Часть казаков покинула Россию, чтобы возродить свою вольницу в Турции, создав с одобрения султана Задунайскую Сечь. Другая, менее значительная (около 600 человек) часть казаков усилиями Г. А. Потемкина в 1787 г. была объединена в новое «Войско верных запорожцев», которое стало своеобразной предтечей Черноморского казачьего войска.
Последнее стало так именоваться после очередной, победоносной для России, войны с османами 1787-1792 гг. и передачи в его распоряжение значительных участков Черноморского побережья. Земли между Днестром и Бугом, отвоеванные у противника, перешли Черноморским казакам. Забегая вперед, отмечу, 1792 год – считается годом рождения не только Черноморского, но и Кубанского казачеств.
В тоже время атаманы направили на прием к императрице делегацию, которую возглавил войсковой судья А. Головатый – человек просвещенный (на приеме у Екатерины II он говорил на латыни), терпеливый и дипломатичный, с прошением о выделении новым защитникам южный рубежей страны земель в районе Тамани. Итог аудиенции превзошел все ожидания. Заслуженному войску в вечное наследственное владение были переданы земли на Тамани и Кубани. В 1793 г. на кубанские земли переселись 40 куреней (порядка 25.000 человек) бывших запорожцев. Пожалуй, они и были первыми кубанскими казаками.
Новое войско вобрало в себя многие традиции, правила и порядок как войсковой жизни, так и бытовых устоев. Внесены были и принципиальные новшества. Например, в XVI—XVII веках, практически не было женатых казаков, моногамные семьи были редкостью. В казацких куренях существовали групповые семьи, состоящие из одной женщины и нескольких мужчин. В новом войске было отменен холостой образ жизни коша.
Екатеринославское казачье войско
В 1802 году из Екатеринославского войска группа казаков была отправлена на Кубань для создания и укрепления мест дислокации новых Черноморского, а потом Кубанского войск.
Линейные казаки
К ним относились полки из состава Кавказского линейного казацкого войска, которое обеспечивало освоение Северного Кавказа. В состав Кубанского войска вошли Кубанский и Хоперский полки. Вынужденное переселение с родных мест вызывало недовольство, а порой и массовые волнения казаков, но освоение новых земель продолжалось. Казаки – линейцы считались лучшими, т .к. служба на Кавказе не позволяла расслабляться. Вошедшие в Кубанское войско полки укрепляли его, а Хоперский полк, старейший (1696 г.) среди, говоря сегодняшним языком, частей и соединений войска по традиции определили еще одну дату рождения кубанцев.
Приписные казаки
Кроме уже перечисленных, составляющей Кубанского казачьего войска были и приписные казаки. Их массовое появление относится к началу XIX века. Эта категория, уж точно не могла претендовать на роль первых кубанцев. В их числе были отслужившие солдаты, казенные крестьяне, несовершеннолетние дети младших чинов, приписанные к частям (так называемые кантонисты). Они селились недалеко от станиц, создавая компактные места проживания.
Наконец, стоит остановится на третьем, как бы странно это ни звучало, дне рождения Кубанского казачьего войска. 19 ноября 1860 года – официальная дата. Что этому предшествовало, я вкратце попытался рассказать в этой статье. А вот дать однозначный ответ, поставленный в ее названии, пожалуй, не смог.