Некоторые персонажи в литературе, которые воспринимаются нами, как реальные люди, находят свое воплощение в исторических личностях. Некоторые из них становятся популярнее, чем их живые собратья, а некоторые выглядят бледнее реальных людей. Бывают случаи, когда личности из литературы оказывались очень похожи со своими реальными прототипами. Если на страницах книг образ был полностью сформирован и по-своему каноничен, то биографии человека, существовавшего в действительности, которые жил своей реальной, а не вымышленной жизнью, обычно приписывают фантастически подвиги. Чрезмерное развитие таких легенд ясно показывает то, как тесно связаны история и литература.
Тарас Бульба — это во многом собирательный образ. Но и в истории был один персонаж, который при жизни стал народным героем. А Гоголь, обладавший отменным мастерством в этом слое национальной культуры, был прекрасно осведомлен как о легендах, так и о реальных фактах из биографии этого человека. Не трудно догадаться, что речь идет об Иване Серко (Сирко). Жизнь Ивана, хотя и не столь трагична, как у Гогольского героя, но ничем не уступает Тарасу Бульбе своей насыщенностью и количеством различных событий, приключений (а также подвигам оружия).
Есть версия, что Иван был рожден с полным ртом зубов, что до смерти испугало акушерку, односельчан и даже родителей мальчика. Но отец Серко сумел подавить беспокойство людей, сказав, что зубы мальчишки символизировали то, что его сын должен «грызть» врагов и неприятелей. Этой легенды было достаточно для восстановления спокойствия. И все же такая особенность у ребенка в то время считалась неоспоримым признаком того, что младенец имеет связь с дьявольскими силами.
По другому слуху, Иван Серко имел крепкую дружескую связь с волком. Говорят, что в детстве он приютил волчонка и провел с ним долгое время. Также говорили, что он может превратиться в зверя, если захочет, да и сам заколдовать других, когда они ему понадобятся. Короче говоря, здесь история его жизни почти не отличается от жития давнего колдуна из Африки. О Серко шла молва, что он со дна Днепра во время ныряния ради забавы смог поднять меч. Это была уже достаточно хорошая история, которая переплюнула всю серию рассказов о короле Артуре-ему меч подарила Владычица озера, а Серко приходилось погружаться в районе опасных порогов! Также говорят, что Иван имел возможность отделить душу от физического тела, мог позволить ей путешествовать по реальному миру в поисках врагов, их интриг. И это все не считая того, что Иван мог без труда разгромить сотни вооруженных неприятелей без оружия, голыми руками. И он сделал много такого, о чем сам Гомер никогда бы не подумал, потому что верил, что Олимпийский Боги не могли быть вымышленными, так же как и золотой яблоневый сад с ручьем, который делал человека, нырнувшего в него, неуязвимым.
Понятно, что все эти мифы наслаивались на биографию атамана позже, со временем. Но давайте вспомним слова такого же довольно популярного исторического героя Сидора Ковака: " Если народ хочет, чтобы так было, значит, так оно и будет.". Вполне вероятно, что реальный когда-то живший атаман Серко не обладал такими фантастически героическими навыками, но без сомнения стоит полагать, что он являлся превосходным и исключительным человеком.
На Сечи новые атаманы выбирались голосованием ежегодно, в редких случаях избирался в атаманы не менее двадцати раз – этот факт вполне показателен. Под его руководством были проведены 244, как малых, так и больших, значимых сражений. Было совершено порядка пяти десятков походов только против Османской империи, где он никогда не был побежден. Разве этого не достаточно, чтобы считать Ивана легендой?
Если судить по бумагам и документам, сохранившихся с тем времен, то Серко был неграмотен, все подписи всегда ставили за него. Его образование было больше военным, чем светским, но это не помешало его поэтическому таланту.
Сам Иван Серко всегда защищал интересы своего народа и чтил верность своему правителю. Он вообще не употребляет алкоголь и был исключительно бескорыстным человеком. Но это не помешало ему быть кровожадным по отношению к пленным. Были случаи, когда его войско по его приказу достаточно жестоко поступало с наемниками. Иван в принятии решений руководствовался христианскими законами. А христианство, как и почти все религии в те времена не всегда было миролюбивым. Короче говоря, Иван уже был неким обобщённым образом казака-запорожца: хитрый, отважный, сильным, быстрый в умозаключениях и поступках. Турки использовали его имя, чтобы напугать детей, многие правители христианства искали возможности переманить его к себе. Но Серко не нужно было долго уговаривать, атаман без труда примыкал к неприятелю, но только в том случае, если он был христианином.
Казак Иван Серко впервые показал себя как талантливый полководец, когда служил в Европе. Есть версия, что Богдан Хмельницкий заключил договор с Французским правителем о найме двух с половиной тысяч казаков, среди которых оказался Иван Серко. В Дюнкерке во время захвата порта, оккупированного испанцами была проведена блестящая операция, восхитившая Великого Конде. Некоторые историки оспаривают факт о причастности Серко к этому делу, но другая часть с ними совершенно не согласна.
Известно, что Иван то сражался на стороне Хмельницкого, то стоял против него. Он то переходил в подчинение к правителю Москвы, то неожиданно уходил к Речи Посполитой. Тогда Серко не придерживался какого-либо принципа, а просто поступал в лучших интересах своих воинов. Для него главным условием было обеспечение независимости Сечи.
Однажды Иван был схвачен, после того, как снова отказался служить Московским государю. Он попал в ссылку, которая продлилась относительно не долго, вскоре ему помогли его верные защитники.
Занимательный факт, когда Серко был в крымском походе, по преданию, ему пришлось вступить в сражение с местными довольно влиятельными рабовладельцами. Бились они на мечах, не на жизнь, а на смерть. Но, когда противник казака был обезоружен и был близок к смерти, Серко взял хлыст с пояса и начал пороть неприятеля. Считается, что с того момента стало популярным использование среди казаков таких кнутов. Трофей атамана, получивший название " Десница Серко ", стал своеобразной реликвией для казаков, участвовавших в сражениях-они верили, что он приносил удачу.
В отличие от гогольского Тараса Бульбы, Иван Серко дожил до почтенного возраста и умер естественной смертью дома у себя на пасеке. Хотя его могила и находилась в крестьянском саду, она до 1968 года была никем не тронута. Затем, когда было создано Каховское море, останки атамана пришлось эксгумировать. Большинство из них были перезахоронены, а череп был отправлен в Москву ученому Герасимову для воссоздания облика Ивана. Работа была закончена в короткие сроки, но череп до 1960 года так и оставался на хранение в Москве. Впоследствии он был перенесен на родину, но еще десять лет череп его не помещали к остальным остаткам (так поступали со многими знаменитыми личностями прошлых лет). Однако, если сравнить с черепом Генриха IV, Ивану повезло в большей степени–в 2000 году его останки были воссоединены.
Если вам нравится материал, подписывайтесь на канал и ставьте лайк. Впереди еще много интересных статей!