Найти тему
КиноФайлы

«Крепкий орешек» на самолете: история создания фильма «Пассажир 57»

Оглавление

Продолжаем вспоминать фильмы, похожие на боевик «Крепкий орешек». Ранее на канале вышла обзорная статья про «клонов» «Крепкого орешка», а потом была опубликована подробная история создания одного из таких «клонов» - боевика «Внезапная смерть» с Ван Даммом. Теперь же настала очередь замечательного фильма с Уэсли Снайпсом в главной роли «Пассажир 57».

Кадр из фильма «Пассажир 57». Источник: imdb.com
Кадр из фильма «Пассажир 57». Источник: imdb.com

Группа террористов под предводительством хладнокровного Чарльза Рейна (Брюс Пэйн) захватывает пассажирский самолет. Но на борту оказывается специалист по безопасности авиаперевозок Джон Каттер (Уэсли Снайпс), который срывает все замыслы плохих парней.

Ставь на черное!

Режиссером фильма стал Кевин Хукс, на тот момент имевший за плечами богатую фильмографию, состоявшую в основном из эпизодов различных телесериалов. В 90-е российские зрители видели его «Беглецов» (1996) с Лоуренсом Фишберном и Стивеном Болдуином и «Черного пса» (1998) с Патриком Суэйзи. Это не шибко знаменитые и не обладающие большим бюджетом, но весьма крепкие фильмы. Хукса, пожалуй, можно назвать трудягой-ремесленником. И в 90-е, и в нулевые он очень много снимал для телевидения. Продолжает это делать и сейчас. Хукс режиссировал эпизоды таких крупных сериалов, как «Побег», «Каратель», «Кости» и «Агенты Щ.И.Т».

В процессе подготовки сценария проект претерпел значительную трансформацию. Изначально сценарий, написанный Стюартом Раффиллом (режиссером «Филадельфийского эксперимента»), задумывался под Клинта Иствуда. Иствуд должен был сыграть человека, который летел на похороны своего сына в Испанию, и волею судьбы оказался в самолете, который решили захватить иранские террористы. После захвата самолет приземляется в Иране. Всех пассажиров бросают в разные камеры. Герою Иствуда удается сбежать, предварительно завладев огнестрелом и перестреляв немало народу. Оказавшись на свободе, наш герой решает… взять заложников. Он захватывает несколько мулл (арабских священнослужителей), а после этого пытается обменять их на пассажиров самолета.

Когда боссы студии ознакомились со сценарием, то прямо заявили Раффиллу о том, что если по нему снять кино, то Америка рискует получить в отместку взорванные кинотеатры. Поэтому, чтобы «не разжигать», было решено, что иранское происхождение террористов лучше убрать из сюжета.

«Руководитель студии сказал мне: «Если я сделаю этот фильм, они взорвут театры», - вспоминал Раффилл.

Раффилл внес несколько правок, а затем переработкой и созданием окончательной версии сценария занимались Дэн Гордон (написал сценарий к довольно часто транслировавшему по нашему телевидению в 90-е фильму «Танк») и Дэвид Локери (недавно вышел «Незваный гость» по его сценарию). В итоге, как утверждает Раффилл, придуманная им история сохранилась только в первой четверти картины. Сама концепция картины и ее сюжет изменились до неузнаваемости.

Одно время на главную роль рассматривалась возможность приглашения Сильвестра Сталлоне. Сталлоне в итоге отказался, но сценаристы ради хохмы дали имя Слай одному из помощников Каттера. На роль Слая Дельвеккио (друг Каттера, устроивший его на работу) приглашали Майкла Мэдсена, но актер отказался. Роль же досталась Тому Сайзмору, сыгравшему роли второго плана во множестве известных фильмов, среди которых «Взаперти», «Схватка», «Прирожденные убийцы», «Спасти рядового Райана».

После отказа от главной роли Сталлоне было решено, что «Пассажир 57» должен стать «черным фильмом». Black film – это такой термин, которым на западе (в основном в США) обозначают фильмы разных жанров, где внимание зрителей акцентируется на том, что главный герой чернокожий. Рассматривались кандидатуры Дензела Вашингтона и Эдди Мерфи. В итоге на роль утвердили Уэсли Снайпса, чей недавний про баскетбол «Белые не умеют прыгать» имел большой успех, а также вполне соответствовал понятию «черного фильма». Помогать герою Снайпса будет темнокожая стюардесса в исполнении Алекс Детчер, начинавшей тогда свою карьеру.

Окончательный сценарий изобиловал «черным» юмором, наиболее ярким его проявлением стала ставшая в США культовой фраза героя Снайпса: «Всегда ставь на черное!»

Цитата из фильма:
Джон Каттер: Чарли, ты когда-нибудь играл в рулетку?
Чарльз Рэйн: Случалось.
Джон Каттер: Хорошо. Позволь дать тебе совет: всегда ставь на черное!
Кадр из фильма «Пассажир 57»
Кадр из фильма «Пассажир 57»

Есть в картине и еще одна показательная сцена. Болтливая женщина, которую Марти подсаживает к Каттеру, говорит Каттеру, что ей нравится его шоу. Дело в том, что она принимает Каттера за комика Арсенио Холла, чье шоу, названное в честь себя любимого, имело огромную популярность в 90-е. Американскому зрителю понятен социальный подтекст: дело не столько во внешнем сходстве, сколько в том, что для белой женщины все черные на одно лицо. Арсенио Холл также играл в сериале «Китайский городовой», где сделал своеобразный ответ: в одной из серий его героя принимают за Уэсли Снайпса, а женщина, которая это делает, говорит, что актер ей нравится в «Пассажире 57».

Демонический злодей

По замыслу режиссера Кевина Хукса, антагонист Чарльз Рейн должен был обладать не меньшим магнетизмом, чем главный герой. С выбором Брюса Пэйна на эту роль Хукс явно не прогадал. Кинокритики сошлись во мнении, что у Пэйна получилось создать на экране идеальный образ негодяя-психопата. Журнал «Empire» сравниал Рейна с Ганнибалом Лектером в исполнении Хопкинса, а «The Star Tribune» и «People» отмечали, что злодею удавалось порой затмить главных героев.

Хукс сыграл на контрасте. Пэйн – британский актер. Соответственно, его герой говорит на «правильном» английском, он подчеркнуто сдержан и высокомерен. Можно даже сказать - аристократичен. В довесок к этому, у Рейна «арийская» внешность. Каттер - темпераментный парень с улицы - полная ему противоположность.

Служебный роман

Роль подручной Рейна исполнила Элизабет Хёрли. Эта роль стала ее первой голливудской работой.

В 2014 году Том Сайзмор признался, что во время съемок «Пассажира 57» влюбился в Хёрли и у них завязался роман. Сайзмор сразу обратил внимание на Хёрли, когда актеры собрались для первой читки сценария.

«Я никогда не видел такой красивой девушки. У нее была потрясающе безупречная кожа цвета слоновой кости, красивый голос и очаровательный хриплый смех», - так описывал Сайзмор свои первые впечатления о Хёрли в книге мемуаров.

По словам Сайзмора, Снайпс тоже был не против приударить за красивой актрисой, но Тому удалось его опередить. Впрочем, роман Сайзмора и Хёрли длился недолго. Они проводили много времени вместе во время съемок фильма, даже жили в одном номере. Но когда съемки закончились Сайзмор узнал, что у Хёрли есть ухажер – Хью Грант. Это разбило сердце Сайзмору, но сделать что-либо он не мог.

Элизабет Хёрли и Хью Грант сожительствовали 13 лет, но так и не узаконили свои отношения. Пара рассталась в 2000 году. Представитель Хёрли заявил, что актриса не намерена комментировать откровения Сайзмора.

Съёмки фильма

Съемки «Пассажира 57» стартовали 13 января и закончились 26 февраля 1992 года. Кадры, где мы видим летящий самолет снаружи, снимались в районе живописного архипелага Флорида Кис. Декорации салона самолета были выстроены в павильонах «MGM-Disney».

Съемки на местности проводились в международном аэропорте Орладно Санфорд и его окрестностях. Там были сняты сцены возле самолета, диспетчерская вышка, а также ярмарка (хотя по сюжету самолет приземляется в маленьком аэропорту Луизианы).

Аэропорт Санфорд имеет военное прошлое. Он был построен в 1942 году для морской авиации. Позже аэропорт был перестроен, и стал гражданским. Диспетчерская башня, которую мы видим в фильме, была построена как раз в «военный» период, а на момент съемок фильма уже по прямому назначению не использовалась. Собственно, вскоре после завершения съемок ее снесли.

Сценарий предполагал, что большая часть действия будет развиваться в ночное время, но бюджетные ограничения – на фильм было выделено лишь 15 млн $ - вынудили снимать все днем.

В сценах с мотоциклом Уэсли Снайпс снимался без дублера. И вообще актер охотно катался на мотоциклах в свободное от съемок время.

Для массовки привлекали учащихся старшей школы «Jones High School», выпускником которой является Уэсли Снайпс. Необходимым условием участия в съемках была хорошая успеваемость. Среди учащихся с подходящим средним баллом случайным образом отбирали участников массовки, которых привозили на съемки на школьном автобусе. Всего в картине было задействовано порядка 300 статистов.

Финальный поединок между Каттером и Рейном снимался без использования дублеров. На таком решении настояли актеры, хотя продюсеры были против. Режиссер же поддержал Снайпса и Пэйна.

Кадр из фильма «Пассажир 57». Источник: imdb.com
Кадр из фильма «Пассажир 57». Источник: imdb.com

Стильное звучание

Говоря о достоинствах фильма, нельзя обойти вниманием замечательную музыку, автором которой стал Стэнли Кларк. Стэнли Кларк – известный американский басист, один из основателей группы «Return to Forever», стоявшей у истоков фьюжн-джаза. Кларка выделяет потрясающее умение сделать бас-гитару доминирующим инструментом в композиции. Его творчество вклад в развитие джаза высоко ценится критиками и коллегами, что подтверждают четыре премии «Грэмми».

Стэнли Кларк. Источник: km.ru
Стэнли Кларк. Источник: km.ru

Стэнли Кларк писал много музыки для кино и телевидения. Ему довелось сотрудничать со звездами первой величины, среди которых Пол Маккартни, Майкл Джексон, Арета Франкли. В 2019 году Кларк приезжал с концертами в Россию.

Выход на экраны

Фильм вышел на экраны в США 6 ноября 1992 года. В первый же уик-энд собрав 10 млн $, фильм занял первое место в прокате. Дальнейшая прокатная судьба сложилась очень удачно. «Пассажир 57» долго держался в лидерах проката, что позволило с лихвой отбить свой 15-миллонный бюджет, взяв в американском прокате 44 млн $. Фильм хорошо известен в России – его неоднократно транслировали по телевидению в 90-е, да и сейчас периодически показывают.

Брюс Пэйн на премьере фильма. Источник: imdb.com
Брюс Пэйн на премьере фильма. Источник: imdb.com

Для Уэсли Снайпса данная картина стала еще одним мощным толчком в карьере, утвердив его в амплуа экшен-героя, прекрасно владеющего навыками рукопашного боя (Снайпс занимался боевыми искусствами с 12 лет). Вскоре зрители увидели Снайпса в «Разрушителе», где он сыграл со Сталлоне, а также в «Денежном поезде». Ну а потом пришло время и для самой известной роли в «Блэйде».

Фильм явно пошел на пользу карьерам Тома Сайзмора и Брюса Пэйна. А вот популярность актрис Алекс Детчер и Элизабет Хёрли почему-то особо не взлетела. Не получив стоящих предложений, Элизабет Хёрли вернулась в британское кино. Голливудский успех пришел к ней позже – после съемок в «Остине Пауэрсе». Алекс Детчер продолжила сниматься в ролях второго плана, но «Пассажир 57» для российского зрителя так и остался ее самой известной ролью. Хотя поклонники старых добрых ужастиков могут помнить Детчер в главной роли в новелле «Бензоколонка» антологии «Мешки для трупов» Джона Карпентера.

Алекс Детчер в фильме «Мешки для трупов»
Алекс Детчер в фильме «Мешки для трупов»

И напоследок еще несколько интересных фактов

  • Как это часто бывает, часть снятого материала не вошла в фильм. В частности, была урезана сцена убийства врача, где Рейн спрашивает время. Был удален момент, где Рейн объясняет, что спрашивает для того, чтобы врач знал время своей смерти (очевидно, таким образом цинично высмеивая то, как врачи фиксируют время смерти пациентов).
  • Режиссер Кевин Хукс привлек к картине своего отца – актера Роберта Хукса, который сыграл роль агента ФБР Дуайта Хендерсона.
  • Главного пилота, убитого Рейном, сыграл реальный пилот авиакомпании «Rich International Airlines». Эта авиакомпания предоставила свой самолет для проведения наружных съемок.
  • Авиакомпания «Atlantic International Airlines», чей самолет захватывают террористы, вымышленная. Как справедливо заметил Кевин Хукс, ни одна бы реальная авиакомпания не согласилась фигурировать в фильме, где захватывают самолет.
  • Герой Снайпса читает книгу «Искусство войны». Позже актер сыграл в одноименном фильме.
  • Количество убитых в фильме – 16 человек.
  • Отец Уэсли Снайпса – авиационный инженер.
  • Актеры Уэсли Снайпс и Том Сайзмор в разное время умудрились угодить за решетку. Снайпс отбывал трехлетний срок (2010-2013) за уклонение от уплаты налогов, а Сайзмор в 2007 году получил 16 месяцев за употребление наркотиков (уже отбывая при этом условный срок).

Источники:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Клоны «Крепкого орешка»
История боевика «Коммандо»
Подробная история создания фильма «Внезапная смерть»
Обзор фильма «Небоскрёб»
Ван Дамм в комедийно-пародийном сериале про себя. Обзор и интересные подробности

Спасибо за внимание! Буду благодарен за подписку, лайк, репост и комментарии!