Найти тему
Белая Обезьяна

Забастовка курьеров Delivery Club: взгляд со стороны "жёлтого" коллеги

Всем привет, я работаю курьером "Яндекс-Еды" в Петербурге. На этом канале пишу о своём опыте работы. А также веду паблик ВК и телеграм-канал "Ногами курьера" - там я собираю чужой опыт, статьи и аналитику, мемы, приколы и тому подобное.

Самое яркое событие недели в жизни курьеров - забастовка "зелёных" коллег в Москве.

Упоминания о чате под названием "БУНТ" я встречал ещё в начале недели. Недовольство курьеров вызывало резкое увеличение радиусов доставки - 6 км для пеших и 10 км для авто, а также настоящий "дождь" из штрафов по поводу и без.

Первая моя реакция была скептической. Курьерские возмущения в "деливери клаб" уже имели место раньше. Дальше выпуска пара в чатах дело, насколько я знаю, не заходило.

То, что произошло сейчас, тоже вряд ли можно назвать полноценной забастовкой - под забастовкой надо понимать, конечно, прекращение работы. Доставка еды в Москве через этот сервис явно не была парализована.

Но ребятам удалось привлечь по-настоящему большое внимание.

В четверг появились несколько видео, где организаторы призывали других курьеров во-первых: отменить свои слоты (смены) на пятницу, во-вторых - прийти в эту пятницу, 5 июня, к 15:00 к одному из офисов "деливери клаб" на улице Мневники.

Это привлекло большое внимание журналистов. В назначенное время перед офисом агрегатора журналистов было больше, чем курьеров. А также заблаговременно стоял полицейский "ПАЗик" 🙂 Впрочем, курьеров было достаточно много и со временем их становилось только больше.

Сказать Вам честно? Я ожидал, что почти никто не придёт. И был рад, что ошибся, люди оказались смелее, чем я от них ожидал.

Акция прошла, при этом, мирно и спокойно, без каких-либо эксцессов, что тоже делает честь организаторам. Требования были на удивление умеренные и здравые: просто дайте работать на прежних условиях. Под вечер стали появляться новости о том, что проблемами курьеров озаботилась прокуратура - не то, чтобы я сильно многого ждал от гос. органов, но это тоже в копилку успеха акции.

Снова я неприятно удивлён реакцией Delivery Club'а. Нет, дело их, конечно, я им в пиар-директора не набиваюсь. Но посудите сами:

  • практически сразу был уволен создатель чата курьер Антон Бабаев, хотя он не призывал ни к забастовке, ни к чему-либо подобному, а просто создал чат для обсуждения проблем;
  • вскоре появились сообщения о том, что увольнением грозят даже курьерам из других регионов, которые просто вступили в чат;
  • журналистам сообщили о том, что увеличение радиусов доставки было всего лишь тестом и он уже отменён, а штрафы за опоздания и отмены заказа курьерам компенсируют
  • при этом, в тот же день клиентам разослали уведомления об увеличении зон доставки, а курьерам продолжили начислять штрафы 🤦‍♂️
  • "вишенка на торте": во время самой акции перед офисом никто из менеджеров не вышел ни к курьерам, ни к журналистам.

Я считаю, что в наше время для цифрового сервиса репутация - огромная часть капитала. И лично я считаю, что "деливери клаб", как сервис, значительную часть этого капитала потерял за пару дней.

Ну и хорошо, спросите вы, а дальше-то что? Курьерам, устроившим бучу, наверняка там больше не работать. "Деливери клаб" отмажется от прокуратуры, основная масса курьеров продолжит работать на любых условиях.

Не знаю, может, и так. Но я сторонник мнения, что ничего не проходит бесследно, что капля камень точит и что эти ребята в этот раз поработали на всех нас. Что из этой ситуации сделают свои выводы пусть не сам "деливери клаб", а другие сервисы и агрегаторы, другие курьеры и работники "самозанятого" труда. Нам всем друг от друга никуда не деться - ни работникам, ни работодателям. Теперь эта короткая и яркая "забастовка" тоже часть нашего коллективного опыта.

Можете, кстати, поделиться своим мнением в комментариях, что вы обо всём этом думаете.