Найти тему
Golden Handshake

Почему классическое образование ничем не хуже онлайн

Не так давно я перед сном прослушал подкаст The Big Beard Theory, в котором Антон Поздняков общался с одним из представителей Яндекс.Практикума (кто не знает, что это — срочно гуглить). Не со всеми их мыслями я готов согласиться, поэтому и пишу такой пост в защиту классического образования.

1. Обучение в отрыве от практических знаний — не так уж плохо. Последние 1–2 года нам постоянно внушают, что ВУЗы учат только теории, которая никогда в реальной жизни не пригодится. Отсюда пошел целый вал сервисов, обучающих сразу профессии. Да, Яндекс.Практикум из этой же серии. Смысл такой: за полгода мы дадим тебе сугубо практические знания, после которых ты сразу устроишься на работу. Я не считаю, что получение какой-то профессии может являться хоть сколько-нибудь интересной целью. В первую очередь образование в ВУЗах направлено на расширение твоего кругозора, на общение с реально умными людьми, на получение множества hard и soft навыков, которых вне ВУЗа ты просто не сможешь получить. Да и становиться профессионалом в какой-то области можно параллельно, не отказываясь от обучения в университете. У меня у самого есть знакомый, который бросил ВУЗ еще на 1-м курсе, откосил от армии и стал работать. Через 2 года он вернулся учиться, чтобы не пытаться самому получить фундаментальные знания.

2. Знания в ВУЗе даются не просто как поток информации. Моя альма-матерь — МГТУ им.Баумана, поэтому здесь я говорю о технических специальностях. Так вот, каждая пара была идеальным дополнением к любой другой паре. Процесс обучения, а лучше сказать познания, был построен настолько грамотно, что к концу обучения ты используешь 100% полученных, чтобы чувствовать себя комфортно на любом экзамене. В плане программы обучения большинство ВУЗов могут дать большую фору любым онлайн-курсам.

3. Хорошо, что на экзаменах запрещено гуглить. В подкасте Антон говорит, что сомневается в необходимости заучивать материал. Ведь навык быстрого “гуглежа” гораздо важнее, поэтому было бы разумно использовать экзамены, чтобы его развивать. Однако он забывает, что из-за этого правила экзамены — это прекрасная тренировочная стрессовая ситуация, которых в жизни будет тысячи. Плюс тренируется навык краткосрочного запоминания и полемики, которые так необходимы на работе. А как насчет умения делать шпаргалки и гуглить в режиме стелс? Тоже, скажу я вам, полезный навык.

4. Лекции очень полезны, если их умеют вести. Да, у нас в России (хотя, думаю, что так везде) не так много преподавателей, которые способны по-настоящему завлечь аудиторию. Если не верите, то советую посмотрите лекцию Роберта Сапольски “Биология поведения человека” на YouTube. Даже если вы не интересуетесь биологией, уверен, он вас заинтересует.

5. Важен фидбек не только для ученика, но и для преподавателя. Этот пункт в подкасте не был разобран, но я очень хочу на нем остановиться. Дело в том, что с внедрением онлайн-уроков из-за самоизоляции, учителя столкнулись со множеством проблем. Так, многие даже не понимают, как правильно вести урок онлайн. И это совсем не смешная проблема. Сейчас в новомодных онлайн-курсах все говорят об обратной связи в сторону ученика. Но я считаю, что обратная связь в первую очередь должна даваться учителю, чтобы тот мог грамотно выстроить процесс обучения. Об этом еще Билл Гейтс говорил, вот, посмотрите — https://www.youtube.com/watch?v=ycKX_8U1Mlo

В качестве заключения скажу, что образование в классическом формате продолжает работать на уровне. 
Обучение прикладным задачам — это временный тренд, который должен соединиться с обычным форматом. Это нужно для развития полноценного человеческого капитала. Ведущий это называет “прожитием нескольких профессий в течение жизни”.

Речь не должна идти только о прикладных задачах, но о работе в нескольких направлениях!!! Вот вам классная цитата в эту тему 

“Любой человек должен уметь менять пеленки, планировать вторжения, резать свиней, конструировать здания, управлять кораблями, писать сонеты, вести бухгалтерию, возводить стены, вправлять кости, облегчать смерть, исполнять приказы, отдавать приказы, сотрудничать, действовать самостоятельно, решать уравнения, анализировать новые проблемы, побросать навоз, программировать компьютеры, вкусно готовить, хорошо сражаться, достойно умирать.
Специализация — удел насекомых.”

Роберт Хайнлайн, Достаточно времени для любви, 1973