Периодически в сети мелькают видео музыкальных вундеркиндов: кто-то лихо играет на рояле в 2 года, кто-то не менее лихо стучит на барабанах. А четырёхлетки наводняют разные площадки типа шоу "Голос-дети". Как тут маме не задуматься о том, чтобы как можно раньше начать проводить с малышом уроки музыки?
Лично мне тоже часто задают вопрос: в каком возрасте можно привести ребёнка на обучение фортепиано, или на вокал?
Опираясь на свой 20ти -летний педагогический опыт, могу дать несколько рекомендаций.
В совсем раннем возрасте, до 4х лет, можно и нужно покупать малышу музыкальные и ритмические игрушки -погремушки, дудочки, барабаны, детские синтезаторы и т.п. Пойте с ребёнком песни, дети в большинстве своём обожают петь. Полезно играть в звукоподражательные игры, подражать голосам разных животных и птиц. Вовлекайте малыша в совместное музицирование со взрослыми и с другими детьми. Знакомьте ребёнка с разными музыкальными инструментами. Очень полезны танцевальные занятия, чтобы развить чувство ритма. В этот период главное - привить любовь к музыке, дать ребёнку понять, что музыка очень весёлое, интересное, разнообразное, приятное увлекательное занятие.
Но пожалуйста, в этом возрасте - никаких гамм, никакого сольфеджио, никакой нотной грамоты, никакой муштры! Мне периодически приходится разговаривать со взрослыми, которые в свои 4 года плакали за пианино. Негатив к этим занятиям и к музыке вообще они пронесли сквозь десятилетия.
Примерно с 5 лет можно начинать заниматься с ребёнком фортепиано или другим иструментом (часто в этом возрасте отдают на скрипку). Можно записать малыша на сольное пение или отдать в хор. Но занятия должны быть короткими, не более 30 минут и с большим количеством игровых элементов. К счастью, в наше время много ярких, красочных и увлекательных пособий по музыке, которые не дадут ребёнку заскучать на уроке.
С 5,5- 6 лет ребёнок уже умеет учиться, он осознает разницу между игрой и уроком. Вот тогда можно делать процесс обучения более серьёзным, с упражнениями на технику, доведением до результата, с домашними заданиями.
Если вдумчиво пройти с ребёнком эти этапы обучения и внимательно прислушиваться у чувствам и возможностям малыша, то у него появится любовь к музыке и мотивация двигаться дальше и осваивать более сложные вещи.
Не стоит ориентироваться на "маленьких гениев". Мы не знаем, какие детские слёзы, нешуточный стресс и родительские амбиции стоят за кулисами этих шоу. Дайте малышу развиваться в музыке комфортно, и пусть музицирование станет одним из счастливых моментов его детства!