Часть вторая.
Среди множества совершенно отмороженных персонажей эпохи крестовых походов на восток был французский рыцарь, который выделялся даже на таком фоне. Звали его Рено де Шатийон и ему принадлежит слава одного из самых отчаянных и успешных авантюристов своего времени, а также сомнительная честь быть человеком, развязавшим войну, в ходе которой Иерусалим был снова захвачен мусульманами. Сразу скажу, что тот Шатийон, которого показали в фильме 2005 г. "Царство небесное" имеет очень мало общего с реальным: на самом деле он не был ни тамплиером, ни клиническим дураком, и в тюрьму его король не сажал. Рено был рыцарем без страха и упрека, без совести и без жалости. Короче, неуправляемым психопатом.
Рено родился во Франции (или в Бургундии) в районе 1123 г. и толком не ясно, кто же был его отцом (нет, не в том плане, что его мать была неуверенна, а просто из источников выходят разные версии, в чьей семье он родился). Но судя по всему он был младшим сыном или каким-то еще образом остался без наследства, что и привело к тому, что Шатийон отправляется искать лучшей доли в Святую землю вместе со Вторым крестовым походом (1147 - 1149). Поход-то провалился, а вот рыцарь остался на службе у короля Иерусалима. И вот тут ему сразу же повезло: недавно как раз погиб князь антиохийский Раймунд де Пуатье, после которого осталась вдова Констанция. И король Балдуин III выдал ее замуж за Рено. Вообще-то, Констанция была гораздо знатнее своего жениха, да и женитьба безземельного рыцаря-наемника (типа межевых рыцарей из "Игры престолов") на наследнице целого княжества - тоже нечастая практика, но этому можно найти объяснение: Антиохии требовался сильный защитник, чтоб королю не приходилось постоянно ее выручать. По-видимому, Рено уже успел проявить себя как рыцарь, подходящий на эту роль. Таким образом, уже в 1153 г. он становится князем Антиохии. Едва ли он мог надеяться на что-то подобное на родине.
На новом месте Рено сразу показал, что он настоящий полновластный правитель: начал вымогать деньги у местного патриарха, а когда тот отказался платить - посадил в тюрьму и стал пытать. Была однако одна проблема: формально князь антиохийский считался вассалом императора Византии, который пообещал признать нового князя, если тот выступит в поход против восставшего царя Киликийской Армении Тороса II. Император также обещал компенсировать Рено расходы на экспедицию. Но после победы как-то быстро забыл об этом. Но тут оказалось, что с Шатийоном шутки плохи: он моментально объединился с им же разбитыми армянами и три недели грабил византийский Кипр, после чего отступил, обобрав местных жителей до нитки, а самых богатых утащил с собой (вообще, история отношений между византийцами и крестоносцами буквально полнится примерами того, как ромеи пытались обмануть франкских варваров с чудовищными для себя последствиями).
Однако дальше обнаружилось, что подобные фокусы не одобряют не только в Империи, но и в Иерусалиме. Рено, конечно, рыцарь в своем праве, но отношения между государствами никто не отменял. Т.ч. не дожидаясь, пока его придут штурмовать сразу обе стороны, Шатийон явился к императору в одной рубахе, с мечом в левой руке, привязанном к шее веревкой, и покаялся. И был прощен. После чего переключил свое внимание на мусульман и начал грабить караваны и любые территории, до каких мог дотянуться. И в 1160 г. попал в плен. И просидел там аж шестнадцать лет! За это время Констанция умерла, а антиохийский престол занял ее сын от первого брака. Поэтому на момент освобождения бывший князь снова оказался обычным раубриттером. Но судьба и тут не оставила Рено: он женился во второй раз на Стефании де Милли (для которой это был уже третий брак) и получил таким образом сеньорию Трансиордания - пограничную с мусульманскими землями территорию Иерусалимского королевства. И вот тут Шатийон уже разошелся не на шутку. Как очень богатый (теперь) сеньор и отважный рыцарь он назначается регентом при новом короле Балдуине IV, больном проказой.
К этому моменту султаном Египта (и еще кучи всего) уже стал курдский полководец Аль-Ма́лик ан-На́сир Сала́х ад-Дунийа ва-д-Дин Абу́ль-Муза́ффар Ю́суф ибн Айю́б, в западной традиции именуемый просто Саладином. Саладин поставил целью объединение мусульманского востока и выдворение из Святой земли крестоносцев. Однако первый его поход на Иерусалим закончился сокрушительнейшим разгромом в битве при Монжизаре, когда рыцари, ведомые королем Балдуином, регентом Шатийоном и великим магистром тамплиеров так удачно атаковали шедшую маршем армию сарацин, что та просто разбежалась, несмотря на многократное численное превосходство. В итоге Рено вернулся в Трансиорданию героем и занялся там совершенно героическим бизнесом: грабежом караванов и паломников, идущих в Мекку. Опять. Существующее между королем и султаном перемирие его совершенно не волновало. Очень скоро появляться в регионе стало не опасно, а очень опасно. Шатийоном пугали детей. Но этого ему было мало.
Цитаделью Рено стал замок Керак, сидя в котором между набегами, он чувствовал себя совершенно недосягаемым для любых внешних раздражителей и вынашивал планы один охренительнее другого. Наконец, в 1182 г. он додумался до совсем дикой идеи: совершить поход в самое сердце мусульманского мира - захватить Мекку и Медину. Ни дальнее расстояние, ни орды врагов, ни потенциальные проблемы в случае провала его не страшили...
Больше о крестовых походах можно почитать по ссылке.
Либо можно на карту ВТБ: 5368 2902 5087 3082