Крупные экономические «модернизационные» проекты Литвы, как и всей Балтии, не являются экономическими. Это чисто политические проекты, даже теоретически не предусматривающие прибыльность или хотя бы окупаемость. В первую очередь речь идёт о транспортных и энергетических проектах. Их целью является «преодоление советской оккупации», то есть максимальное дистанцирование от России, за которое пресловутый Госдеп и Еврокомиссия готовы платить хорошие деньги.
Брюссель и Вашингтон, выделяя средства на эти проекты, прекрасно осознают, что деньги будут распилены чиновниками этих лимитрофов через подконтрольные им фирмы. Это – лучшая гарантия того, что определяющая политику Литвы, Латвии и Эстонии насквозь коррумпированная бюрократия будет верна спонсорам, а проведение антироссийской политики станет смыслом их существования – в самом прямом смысле этого слова.
Однако для большинства населения прибалтийских республик подобная политика всё же неприемлема, поскольку препятствует развитию экономики, криминализует общество, и превращает эти территории в «прифронтовую зону». Незначительная прослойка «идейных» националистов ещё по инерции приветствует внеэкономическую логику руководства, но основной части населения уже совсем непонятно, почему ради решения чужих геополитических задач и обогащения местной криминальной бюрократии они должны терпеть неподъёмные цены за электричество и газ, неизбежные из-за закрытия Игналинской АЭС, которую построил и обслуживал в Литве «Росатом», и борьбы с Белорусской АЭС, построенной для Беларуси тем же «Росатомом».
Более того, в перспективе Вильнюс планирует выход из энергокольца БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва) и переход на более дорогое топливо из СПГ-терминала, строительство которого приведёт к ещё большему взвинчиванию цен в странах Балтии.
Любопытным в этой связи видится признание из уст руководителя литовского внешнеполитического ведомства Линаса Линкявичюса, который признался, что желание синхронизации местных энергосетей с западноевропейскими и десинхронизации с восточноевропейскими лежит скорее в геополитической плоскости, а не в плоскости экономических интересов, поскольку с экономической точки зрения взаимодействие с Западной Европой является менее выгодным.
То есть долгое время литовские чиновники рассказывали об экономической выгоде, экологической безопасности и т.д., но в итоге вынуждены признать, что все это вторично, главное – уйти от «проклятой Москвы».
Конечно, подобная «высокая» цель прибалтийских лидеров вполне вероятно находит отклик в сердцах национально ориентированной публики. Правда, любопытно, каким будет мнение простых местных жителей, которым ради достижения указанной цели придется платить за коммунальные услуги суммы, в разы превышающие сегодняшние.
Виктор Кочинов
Читайте также: После окончания пандемии в Латвию возвращается старая болезнь