Я глубоко печалюсь, когда эту картину называют фильмом «о меньшинствах».
Это совсем не об этом, совсем нет. Позвольте объяснить почему.
Представьте себе - Северная Италия, летняя пора, старинная вилла, тёплая и любящая семья, у которой не сходит с лица мерцающая полуулыбка, когда они читают средневековую литературу и кушают персики. В их жизнь мягко вливается американский аспирант Оливер, приехавший погостить в этом раю. Вместе с частью этой семьи Элио, они становятся единым целым, обменявшись именами.
Однако на месте этих героев мог оказаться кто угодно - школьник и студентка, старик и его помощник, воробей и синица или даже (!) мальчик и девочка. И ничего бы не изменилось: мы бы остались в той же самой обстановке, когда главное - это первоочередность и глубина чувств. История, которая иногда случается в жизнях некоторых людей, которые просто позволяют этому случиться. Легкий жест красоты жизни, который лишь на короткое время позволяет тебе оказаться в мире беззаветного влечения к человеку. Если хотите, можно сравнить эту историю с «Мостами округа Мэддисон» - там классические мужчина и женщина встречаются лишь на пару дней, испытав невыразимое чувство самой глубокой близости, чтобы потом расстаться навсегда, завершив то, что не должно иметь продолжения. Такое чувство может быть лишь короткой историей, в противном случае оно будет утрачено навсегда.
Прелесть же мира, который создает Гуаданьино, в том, что он нереален, это некое барочное представление о 80-х. Идиллическая картина самого режиссера о любимом времени, которую он без зазрения совести гиперболизирует, смешивая с вечно прекрасным. Невыразимость чувств Элио он описывает как нечто, что было в средние века (сказка о несуразном рыцаре, который боится высказаться) и как те песни, которые мы слушали в 80-х - моя любимая «Words don’t come easy». Чувствуете связь?
Если еще не чувствуете, то обязательно почувствуете, погружаясь атмосферу этого фильма. Все будто бы пропитано расслабленностью, праздностью и легкостью летнего времени. Герои здесь добры и нежны, они внимательны друг к другу - отец к матери, Оливер к Элио, Элио - к Марции. Все гости, которые оказываются в доме, попадают под обаяние обстоятельств - здесь слишком тепло, чтобы не быть самим собой - человеком, и , как полагается идеям эпохи Возрождения, фигуры которой герои находят в озере, центром Вселенной. адр из фильма "Назови меня своим именем"
Каждый из актеров играет не только эмоциями, они говорят с нами своим телом; в особенности герой Шаломэ. Это оно и чудесно: ведь когда ты подросток, у тебя ломается голос, а слова еще не готовы обрести форму поэзии, но у тебя есть тело, которое как раз обретает красоту и чувственность, и готово говорить с природным на одном языке. Отдельно хочется отметить Майкл Стулбарга - отца Элио, который говорит потрясающую речь, не менее потрясающую, чем, например, речь Робина Уильямса в фильме «Умница Уилл Хантинг». Он говорит то, что нам так хочется услышать от своих родителей: «Спокойно, я с тобой, я тоже чувствовал подобное, это хорошо, ты не болен, ты просто впервые понял, что такое чувства.»
Конечно, все это снято на пленку, а как же может быть по-другому? Именно на пленку легче всего запечатлеть магию прохладной воды, теплого камня на лестнице, узоров плюща, которые окутывают пруды, фонтаны, памятники Первой Мировой. Тактильность этого фильма проникает внутрь тебя, как и память о чувствах, которые были или не были в твоей жизни, но точно были в жизни Оливера и Элио. После просмотра тебе легко, потому что ты знаешь - в мире есть рай, и кажется, туда можно купить билеты.
Где смотреть: ivi, Кинопоиск, Okko
Что почитать: статью про виллу из этого фильма на Википедии, которая, к слову, на данный момент выставлена на продажу за 1,7 млн.евро.