Найти тему

Волшебные краски батика

Ах, этот батик - штрих по шёлку,
В прозрачность ткани - капли краски...
Улыбка, вздох... Поправив чёлку,
Я уношусь в реальность сказки.

Холодный батик " Фантазия"  Материал: бязь, акрил. Художник Мария Прошута.
Холодный батик " Фантазия" Материал: бязь, акрил. Художник Мария Прошута.

Легенда о батике

В незапамятные времена, в послеполуденный час, на вершину горы Алу-Алу, что на острове Ява спустился Бог Батар Гуру, дабы развлечься после дел праведных на небесах. И увидел он, что Земля погрузилась в тишину и сумрак, ибо нет радости её жителям без ярких небесных красок.

И решил Батар Гуру: «Поведую-ка я людям искусство, радующее глаз и освежающее душу!» И простёр он руку, и раскинулись на полях свитки изысканейших тканей, и простёр он другую руку, и сотни диких пчёл устремились к нему, неся покорно воск из глубин лесных. Растопил Батар Гуру молнией тот воск и разбрызгал по белоснежной ткани щедрыми каплями – тик, тик, тик. И ударил он в барабан, и сгустились разноцветные тучи, и пустился он в пляс по шелкам, оставляя причудливый рисунок следов своих- о делах минувших и днях грядущих.

Отверзлись небеса, и хлынули краски – голубая, как небо, зелёная, как листва, рыжая, как сияющий огонь посреди океана. И взлетел на гору Батар Гуру, дабы лицезреть плоды дел своих, остался он премного доволен красотой явившейся.

Батик – обобщенное название разнообразных способов ручной росписи по ткани . Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день очень популярна одежда, расписанная вручную.

В переводе с яванского «батик» означает «рисование горячим воском». Яванский традиционый батик – не просто роспись, он использовался часто в качестве оберега. Этот способ получения рисунка на ткани использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке, Индокитае, в африканских странах.

В Европе батик начали применять при декорировании тканей во второй половине 19 века. Голландцы наладили небольшое производство, а немцы поставили его на поток. В России батик появился в 20-е годы. Русские художники не опирались на какую-либо традицию, так как не знали истоков. Образовались артели по производству платков, шалей, штор. В 30-е годы были изданы учебники, пособия, организовалось несколько фабрик. Древнее и удивительно многообразное искусство сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.

Холодный батик " Вечное"  Материал: акрил, шелк. Художник Мария Прошута
Холодный батик " Вечное" Материал: акрил, шелк. Художник Мария Прошута

Китай – история батика

Китай дал миру такой прекрасный материал, как шёлк. Техника украшения шелковой ткани методом набойки в Китае называлась жанцзе . Это можно перевести как узоры краской, орнамент, получаемый погружением в красящую жидкость. В танский период существовало три различных метода нанесения узоров краской: восковой, блоковый и узелковый. По-видимому, самым древним и традиционным из них является метод лацзе (узоры воском), при котором жидкий горячий воск по узору накладывался на ткань, после остывания ткань погружали в красильный чан, потом воск удаляли и ткань в нужных местах оставалась неокрашенной. Иногда последовательность была обратной: ткань окрашивали, затем по заданному рисунку на нее наносили воск, после этого ткань помещали в щелочной раствор, и краска, за исключением закрытых воском мест, смывалась. Если была необходима двуцветная окраска, то операция повторялась. В три цвета окрашены немногие дошедшие до нас образцы. Они назывались санбаоцзе. Исследователи-этнографы считают, что тройная окраска была техническим пределом, так как при наложении четвертого слоя ткань делается почти черной. Вышеописанный способ можно смело назвать батиком. Только это батик на шёлке.

Холодный батик " Мартовские коты"  Материал: акрил, шелк. Художник Мария Прошута.
Холодный батик " Мартовские коты" Материал: акрил, шелк. Художник Мария Прошута.

Япония - история батика

Безусловно, в Японии, как и во всех странах мира, период господства ручного ткачества и окрашивания тканей вручную миновал навсегда. Однако кустарный труд японских текстильщиков сохраняется и, видимо, сохранится в будущем, так как только он может в полной мере удовлетворить спрос на уникальные ткани того высокого качества, которое недостижимо в стандартном машинном производстве.

Ткани, изготовленные на ручном станке и окрашенные растительными красителями, создают во многих частях страны. И волокно, и краски народных тканей в различных местностях различны. Зависят они и от назначения одежды. Наиболее традиционны льняное полотно (в жаркую погоду), хлопчатобумажные ткани (для повседневной одежды), шелк (для торжественных случаев), ткани из бананового волокна (преимущественно на острове Окинава)

Холодный батик " Другой мир"  Материал: шелк, акрил. Художник Мария Прошута
Холодный батик " Другой мир" Материал: шелк, акрил. Художник Мария Прошута

История батика. Индия

В Индии в средние века рисунок на ткань наносился либо кистями, либо при помощи деревянного штампа. Первый способ был весьма трудоемким и длительным. Известные исследователи индийского ткачества Дж. Ирвин и П. Шварц утверждают, что «раскрашивание ткани кистями было гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу».

Из ручной технологии до настоящего времени широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая бандхана, при которой узор выглядит составленным из мелких неровных пятнышек. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов.
Другая древняя технология распространена в Гуджарате. Ткань свивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, затем ткань погружают в краску. После развязывания на месте свивки остается непрокрас. Такая техника называется лахерия . Она похожа на батик, но здесь иной метод резервирования.
Технология, соответствующая батику, известна под названием каламкари и сохранилась в основном в Короманделе и Тамилнаде в среде ремесленников, изготовляющих для местной клиентуры портьеры для храмов, пологи, балдахины, часто включающие мифологические сценки и даже портреты. Такая технология не дает большого количества изделий и не может удовлетворить спрос увеличивающийсся в Индии в XVII веке, в связи с ее колонизацией англичанами.
Распространение метода набойки , или набивки явилось важным усовершенствованием. Индийские ситцы (голландское chintz от хинди «чхинт» ) пользовались огромной популярностью в самой Индии и за ее пределами, особенно в Европе XVII-XVIII веков. Для мольеровского Журдена обзавестись ситцевым халатом означало приобщиться к аристократическому обществу. Европа была настолько покорена индийскими ситцами, что быстро переняла технологию их изготовления. Можно сделать вывод, что именно европейский спрос породил развитие индийской набойки, которая совершенно вытеснила ручное изготовление ткани в Индии. Набивные ткани упоминаются в произведениях художественной литературы и воспоминаниях путешественников первых десятилетий XVI века как уже распространенный вид текстильных изделий. Современные исследования находят относящиеся ко все более ранним периодам доказательства того, насколько высоко были развиты тканевое производство и технологии в средневековых Индии и Китае.

История батика. Европа

Голландцы первыми начали применять батик для изготовления декоративных тканей в первой половине XIX века. Но уже к середине века они потеряли свое влияние на европейский рынок и развили предпринимательскую деятельность на Яве. Таким образом, открылись целые мануфактуры по производству батика, которые следили за господствующими направлениями и умели угодить самому взыскательному покупателю.

В то же время английская хлопчатобумажная промышленность, опираясь на высокую технологию ситцевой набойки постепенно обгоняет нидерландскую. Это повлияло на то, что уже наработанным технологиям батика стало грозить забвение.

Но в начале XX века батик снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке. Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отправлялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика. Таким образом, уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. Расписывать батик становится не только модным, но и престижным.

Холодный батик " Пионы" Материалы: акрил, шелк. Художник Мария Прошута.
Холодный батик " Пионы" Материалы: акрил, шелк. Художник Мария Прошута.
Холодный батик " Вечер" Материал: акрил, шелк. Художник Мария Прошута.
Холодный батик " Вечер" Материал: акрил, шелк. Художник Мария Прошута.

История батика. Россия

В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понятая функциональность обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ – театральные и сценические занавеси или шторы для кафе.

Холодный батик " Мои сны" Материал: акрил, шелк. Художник Мария Прошута
Холодный батик " Мои сны" Материал: акрил, шелк. Художник Мария Прошута

Все картины - собственность автора, то есть меня) Если Вам что-то понравилось и Вы хотите купить, напишите в комментариях.

Читайте заметки, смотрите мои картины, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.