Наверняка каждый человек, живущий на территории постсоветского пространства, ещё со школьной скамьи помнит о великом учёном И. П. Павлове. Однако не многие смогут вспомнить суть его экспериментов над животными и какую роль они сыграли в мировой науке.
Иван Петрович Павлов
Будущий учёный родился в середине 19 столетия в городе Рязань. По материнской линии его предки были духовниками, поэтому и сам Павлов решил поступать в семинарию. Будучи студентом последнего курса, он прочёл книгу И. Сеченова о рефлексах головного мозга, которая полностью изменила его жизнь. После семинарии, проучившись несколько дней на юридическом факультете, он перевёлся на физико-математическое отделение, специализирующееся на физиологии животных. Получив образование в университете, будущее святило науки поступает в медико-хирургическую академию. Спустя два года он отправляется в Германию, где стажируется у лучших немецких физиологов. В начале 20 века Павлова часто приглашают участвовать в международных конгрессах.
Всю свою жизнь И. Павлов посвятил науке, работал со многими известными учёными из разных стран мира. В 1904 году за своё исследование функций пищеварительных желёз, он стал лауреатом Нобелевской премии. Его не единожды приглашали эмигрировать и работать в Европе, но даже в самые трудные времена он не хотел уезжать на чужбину. Умер Иван Петрович Павлов в 1936 году от пневмонии.
Суть эксперимента
Исследование проводилось с целью изучения процесса пищеварения у животных. Перед кормлением собак учёные подавали световой сигнал, который в дальнейшем ассоциировался у них с приёмом пищи. Впоследствии даже когда животному не давали еду, при виде сигнала у него всё равно вырабатывался желудочный сок и слюна. Результаты эксперимента доказали прямую связь между психическими и физиологическими процессами, протекающими в организме животных и людей.
Эффект собаки Павлова
Эффект или рефлекс собаки Павлова стал отправной точкой возникновения психофизической теории обусловливания. Проще говоря, сигнал который поначалу не воспринимался собакой и не влиял на его психофизиологические процессы, впоследствии являлся стимулом к возникновению определённой реакции. Последовательность процесса позволила связать стимул и реакцию, выстроив сложную условно-рефлекторную цепочку, которая регулярно демонстрируется живыми существами. Изменение поначалу нейтрального сигнала в побуждающий стимул и появление устойчивой реакции на внешний раздражитель стало началом развития психологии как значимой науки.
Зоозащитники по сей день подвергают критике эксперименты Павлова. Бесспорно, многие собаки погибали в процессе исследований, но потерю каждого из них учёный воспринимал как личную. За каждым животным, живущим при академии и институте, где работал Павлов, тщательно ухаживали. Невзирая на осуждения общественности, результаты, которые были получены в ходе экспериментов позволили науке сделать большой шаг вперёд.