Найти в Дзене
fanzon

Объекты в космосе: корабли и станции в научной фантастике

Оглавление

Когда дело доходит до космической фантастики, приключения героев зачастую подразумевают существование «проводников» героя в этот мир, в первую очередь, космических кораблей. И уже на этом этапе творчество разных писателей начинает ощутимо отличаться. Автор строгой научной фантастики постарается дотошно рассказать про принцип, по которому они работают. Создатель космооперы может описать волшебный, по сути, корабль, который может просто отправиться «в плаванье» к центру галактики. Описаны и маленькие суденышки, и огромные ковчеги...

Но иногда космический корабль (или даже целая станция, настоящая крепость в космосе) становится чем-то большим, нежели просто средство передвижения. Некоторые авторы с такой любовью создают атмосферу и историю объектов в космосе, так прописывают отношения самой команды к той технике, что хранит их от беспощадного вакуума, что машина становится еще одним действующим лицом истории.

Росинант («Пространство», Джеймс Кори)

-2

Впрочем, в тексте чаще будет встречаться ласковое обращение «Роси». Марсианский корабль, добытый командой Холдена (и спасший их самих) из смертельного боя в первой книге цикла. Именно на нем главные возмутители спокойствия врываются в вихрь событий, сотрясающих Солнечную систему. В истории Кори цивилизация Марса долгое время работает на то, чтобы быть «вооруженной до зубов» на случай нового конфликта с Землей. Так что неожиданно доставшийся главным героям«Росинант» — корабль высокого класса, быстрый, маневренный и крепкий.

Конечно, самые теплые «отношения» выстраиваются у «Роси» с пилотом Алексом, который, сев за штурвал корабля, демонстрирует свои лучшие качестве (он как раз всю жизнь мечтал летать на военных кораблях). Но скоро вся команда понимает, какое сокровище попало к ним в руки. Впрочем, это даже не самое главное. Холден и компания связаны очень интересными отношениями, в большинстве своем им некуда возвращаться. Именно «Роси» становится для каждого из них новым домом. И это ощущается очень сильно и тепло. Фраза «возвращаемся на Росинант» в контексте почти всегда означает «в безопасность, в родную гавань». Так корабль становится чем-то гораздо большим, чем мог когда-либо стать под родным именем «Тахи» в марсианском флоте. Не говоря уже о том, что в результате действий своей команды ему предстоит оказаться в своем роде легендарным.

Гильгамеш («Дети времени», Адриан Чайковски)

-3

«Гильгамеш» с самого начала был судном... интересным. Начнем с того, что во вселенной «Детей времени» человечество достигло очень высокого уровня развития, имело множество колоний и экспериментировало с терраформированием. А потом, в результате деятельности террористической группировки и последующей войны, практически вся чудесная техника была выведена из строя. Цивилизация была отброшена на много поколений назад, и была вынуждена заново учиться многим вещам. Конструирование космических кораблей — одна из них. И «Гильгамеш» как раз является продуктом «новой эпохи»: гораздо менее совершенным, чем могла построить довоенная Старая Империя, но все еще весьма научно-фантастическим. На этом корабле-ковчеге тысячи людей покинули Землю в надежде найти новый дом.

На этот раз «характер» корабля и взаимоотношения с ним раскрываются в основном через старшего инженера, Изу Лейн. В каком-то смысле она тратит всю свою жизнь на то, чтобы поддерживать его «на плаву». Эти отношения — очень красивая линия романа. Но самое интересное то, как «Гилли» меняется через эпохи. Мы смотрим на него глазами Холстена, специалиста по Старой Империи, которого регулярно кладут в анабиоз и пробуждают, когда нужны его специфические знания и навыки. Так что полет Холстен наблюдает «рывками», так же, как преображения корабля, который часто ремонтируют и достраивают буквально на лету. После всех модернизаций, «Гилли» подойдет к финалу романа колоритным закаленным ветераном, который стойко несет свою службу ощутимо дольше, чем ему было отмерено.

Крепость Рассыпанных Игл («Гамбит девятихвостого лиса», Юн Ха Ли)

-4

Крепостью Рассыпанных Игл в романе называется крупный рукотворный космический объект, который главной героине Кел Черис с помощью немертвого и, возможно, безумного генерала Джедао надо отбить у еретиков. Так что это будет станция-антагонист и, вместе с этим, главная цель и высшая награда всего романа. Крепость имеет колоссальное стратегическое значение. Но сейчас она ощетинилась инвариантным льдом против своих создателей и является — теоретически — неприступной.

«Гамбит девятихвостого лиса» написан математиком и служит примером очень оригинальной работы с жанром фантастики. Календари с их ритуалами здесь формируют реальность, люди мыслят очень рационально и «математично», а сражения будут не в меньшей степени напоминать шахматную партию, чем бодрый экшн. И в результате неуязвимость Крепости Рассыпанных Игл становится чем-то действительно впечатляющим и непреложным. Нам действительно главу за главой будут не рассказывать, а доказывать, что это так. Так что образ «непобедимого врага» рисуется очень ярко и надолго остается в памяти.

***

Материал подготовлен редакцией издательства интеллектуальной фантастики fanzon.

***

Если вам понравилась статья — ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал! В комментариях вы также можете предлагать темы, под которые мы можем подготовить следующие материалы.