В 2020 году Великорецкий крестный ход решили провести без участия мирян. Икону свитителя Николая провозили по привычному маршруту на автомобиле священники, попутно читали акафист, молились по запискам. О таком формате известил митрополит Вятский и Слободской Марк чуть ли не за месяц до мероприятия.
Однако в разгар пандемии COVID-19, в обход просьб Вятской епархии, вопреки рекомендациям Роспотребнадозора и кировского правительства, несколько сот паломников отправились из Кирова по местам Великорецкого крестного хода. Пошли на свой страх и риск. Без обычного сопровождения медиков, спасателей и полиции. Зная, что их не будут кормить и принимать на ночлег в деревнях, поскольку жители сел подписали даже петицию об отмене хода, боясь заразиться инфекцией.
Отваге и бесстрашию паломников удивились даже некоторые священники.
- Называть это "крестным ходом" без благословения, без участия священников, идущих впереди фонаря, креста, хоругвей и самой Великорецкой иконы - не следует. При всем уважении, - сообщил клирик Вятской епархии отец Александр Балыбердин.
А паломники, большинство из которых приехали организованными группам из других регионов, объясняли: "Против коронавируса как раз крестным ходом и надо. Наши предки так ходили - от болезней помогало".
Как ходили предки
Великорецкий крестный ход - один из самых древних. Его история насчитывает более шести столетий. За несколько дней паломники вышагивают по асфальту и непролазным глухим местам 150 км пути вслед за Чудотворной иконой святителя Николая. До наших дней дошло повествование, как в XV веке святыня явилась простому крестьянину Семену Агалакову, жившему в деревне Крутицы.
«Некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».
Первое чудо от иконы произошло в той же деревне. Приложившись к образу, исцелился крестьянин, который не мог ходить. Молва о том, и о других чудесах, дотянулась до Хлынова, и, чтобы защитить икону от посягательств языческих племен, православные решили перенести ее в столицу Вятского края. Но только попытки поднять святыню не увенчались успехом: икона не двигалась с места. Тогда хлыновцы дали обет ежегодно возвращать святой образ на место обретения хотя бы на несколько дней.
Принято считать, что на протяжении нескольких столетий крестный ход ни разу не прерывался. Мол, это грозило страшными бедствиями или, по крайней мере, неурожаем. И даже во времена советского атеизма, когда милиция ловила по лесу упрямых бабушек, паломничество продолжалось из года в год.
Однако историки здесь поспорят. Судя по изданию кафедрального Троицкого собора г. Вятки 1909 года, впервые, после обретения Чудотворной иконы святителя Николая, Великорецкий крестный ход не состоялся во времена правления царя Ивана Грозного. Следующий раз традиция пресеклась в 30-е годы 18 века. Затем ход вновь возобновился. Но шел он не по суше, а водным путем по рекам Вятке и Великой.