Найти тему
WatchGods

Подробный разбор фильма: "Вивариум" "Vivarium" 2019г.

Подробный разбор фильма: "Vivarium" 2019 гогда.

Что значит жить когда ты являешься лишь ресурсом для кого-то, но что ещё важнее - что значит жить понимая это, но обманывая себя самого пребывать в иллюзии свободы? Этот вопрос и обыгран в фильме Вивариум.

Данный обзор повернёт ракурс взгляда на происходящее в фильме и образы показанные в нём в современную, социальную сторону, а события сопровождающие героев сюжета будут рассмотрены как аллегории на современное существование большинства людей. Так же походу разбора будут озвучены некоторые комментарии режиссёра фильма Лоркана Феннегана, а в самом конце подытожим некоторыми выводами и критикой сего творенья. Поэтому посмотрите ролик до конца что бы собрать целостный пазл о данном творении.

Виварий, в двух словах это закрытое место для содержания и разведения животных или растений для наблюдения и исследований.»

С чего вообще начинается развёртка сюжета и как следствие проблемы у героев фильма? Всё начинается с желания, с базового желания любого живого существа – обзавестись своим гнездом и в дальнейшем обзавестись потомством. НО есть один момент. Животные действуют согласно заложенным в них инстинктам это раз, а что более важно – они не ограничены искусственно созданными человеческой системой дополнительных ограничений одной из которых являются деньги.

Смотрим на поведение Джеммы в начале фильма – её инстинкты относительно продолжения рода ещё не сформировались до конца, она сомневается это чувствуется по разговору с женщиной, а раз сомневается - значит не готова. Но в итоге она поддаётся давлению этого системного человека т.е. её знакомой которая уже имеет ребёнка. Она и подталкивает Джемму к первому шагу – свить своё гнездо т.е. купить дом. И не просто подталкивает, а мотивирует её страхом того что недвижимость скоро вырастет в цене.

Попав к риелтору Том так же сомневался в необходимости прямо срочно ехать и смотреть Дом, и вроде он как мужчина должен принимать окончательное решение - но нет. Он не смог запретить Джемме оставить ребёнка в машине, не смог запретить ему смотреть телевизор, не смог возразить когда они оказались в агентстве недвижимости.

Перейдем к продавцу - интересная фигура, и его роль в этой системе мы обязательно разберем чуть позже, но обратите особое внимание на то, что по сути ведь мы наблюдаем явные признаки всё той же главной системной манипуляции - манипуляции РЕСУРСОМ – он, как и подруга Джеммы тоже сделал основной упор на то что всё могут раскупить и вы не успеете, но тут уже мы видим что это приправлено как бы неестественным поведением, которое приводя аналогии в нашем мире мы зачастую видим у кого? Правильно у продавцов которые хотят тебе что-то впарить.

Вспомните все эти улыбочки, вам чем-нибудь помочь и.т.д. – это же явное лицемерие и ложь, ведь мы все прекрасно понимаем что продавцам совершенно плевать на тебя и с чего бы это должно быть не так? Они тебя видят в первый раз, а ведут себя как будто они реально заинтересованы именно в твоей жизни и от чистого сердца хотят тебе помочь.

И проводя цепочку рассуждений мы увидим что они вообще попали в Йондер потому что какая-то чужая, системная женщина и системный продавец, манипулируя Джеммой – подтолкнули их обоих к этому решению.

Том и Джемма замечают, что с Мартином что-то не так, как только они приходят в офис по недвижимости и наблюдают за его странным поведением, далее он передразнивает их уже в доме создавая достаточно странную ситуацию – но и тут герои фильма не уделяют этому должного внимания, затем подобное поведение мальчика подкидыша идентичное риелтору, а уж его изображение «того кого он видел» - вообще выходит из всех норм.

Т.е. По сути мы наблюдаем моменты когда всё наше внутреннее понимание ситуации буквально кричит о том что следует доверится своей интуиции как инструменту разума явно распознающие отличие между тем что есть на самом деле и тем что тебе хотят навязать – но, подобно той птичке – человек в нашей реальности обманывается этими внешними образами и манипуляциями, навязанными взглядами, заложенными системными моделями поведения, реакции на события и прочее.

Вот кстати слова песни когда они едут смотреть дом, такой тоже знаете ли не прозрачный намёк: "хватит мотаться туда сюда, хватит создавать проблемы в городе, Руди я говорю с тобой". Они подпевают, но! Том заметьте подпевает как бы … уговаривая себя, типа «ок, ладно, всё норм», лицо его не излучает какой-то подлинной радости от всех этих событий, он определённо сомневается, посмотрите на этот момент. Режиссёр давая модель поведения актеру при съемке явно сделал это не просто так показав эмоции на лице крупным кадром, и ощущения Тома передаются достаточно четко, он чувствует тревогу, чувствует, что, что-то не так.

Кстати о режиссере, вот как он описывает Йондер в одном из интервью.

«ФИННЕГАН: Создатели Йондера в основном предлагают то что хотят люди. Кажется, человек хочет хороший дом в маленьком тихом месте с достаточно большим садом и достаточно большими комнатами, понимаете? Но поскольку создатели не люди, у них нет человечности и, следовательно, они не понимают человеческие эмоциональные потребности или художественные потребности или что-то в этом роде, поэтому они вроде дали вам то, что, как вам кажется, вы хотите.»

Заметьте кстати – на плакате при въезде мальчик и родители – в одинаковой цветной одежде. Т.е. ребёнок на фото именно их и мы опять видим обман. Типа вы здесь сможете воспитывать своего ребёнка а не того «черно белого», чужого, системного, «нашего».

Надпись на табличке - дома для всей семьи навсегда, а учитывая то, что в записке к подкидышу написано что вы освободитесь когда вырастите ребёнка, вид сверху где мы нам показывают как бы кресты, а в итоге Том докапывается до мертвецов – всё это принимает такие не двусмысленные намёки.

Цифра Девять на двери – явная отсылка к сроку беременности женщины.

Сова в машине и явный кадр с буквой G на брелке от неё в руках Тома - честно говоря ни каких мыслей кроме отсылок к тайным обществам, в которых, во всяком случае медийно, эти символы играют не последнюю роль - не приводят. Возможно это намёк на то, что именно с их помощью люди и попадают в такие условия. Ведь машина, это средство с помощью которого они приехали в городок а песня игравшая в ней тоже даёт не двусмысленный намёк.

Имена Том и ДЖемма кстати очень похожи на Том и ДЖери которые занимаются одним и тем же буд-то застряв в определённой модели поведения. НУ это так из разряда притяни за уши.

Момент с поджогом дома который в итоге снова как бы сам построился, это возможно как попытка начать заново, что-то изменить, достаточно субъективно звучит, но откровенно говоря ничего другого в голову не приходит. Проводя аллегории это знаете как.. переклеить обои, поменять машину, посмотреть другой район для жилья, или даже страну и т.д. Думая что всё это чего-то там изменит. Попытка выбраться из городка это как столкновение с реальностью в нашем мире – куда не плюнь везде всё одно и тоже понимаете? Выше головы не прыгнешь – хоть жги хоть не жги – если ты идёшь по протоптанной дороге, то ты неминуемо придёшь туда куда все.

Т.е. подсознательно желая перемен - ты не видишь иного выхода как менять внешнее, опять же не прислушиваясь к своей интуиции что бы поменять причину которая ведёт к подобным следствиям. Поэтому и дом стал снова таким это как шило на мыло, попытки воздействовать на внутренние ощущение с помощью внешних факторов, не понимая что это ни к чему не приведёт.

Они же ели в итоге все безвкусную клубнику и шампанские – т.е. пользовались чем? Так называемым системным червячком. Это приманка на крючке который даёт тебе система – развлекайся пока можешь, поживи чуть-чуть свободно, для себя, ведь не просто же так там было именно шампанское и клубника, такое олицетворение праздника, жизни для своего удовольствия - но рано или поздно это приведёт к тому самому – тому что обяжет тебя на всю жизнь. И они к этому пришли.

Помните что сказала Джемма перед смертью? Мы просто хотели свой дом. Вот и всё. А Разве есть разница – где ты будешь хотеть этот дом, где бы он ни был, он несет за собой определённый образ жизни, и как итог вполне себе одинаковые проблемы.

Кстати коврик в гостиной дома ну уж явно намекает на ковер из фильма «сияния»

Что ж, едем дальше и давайте уже поговорим про так называемого кукушонка - Крик ребёнка по сути это обычная манипуляция. Он заорал – и мамочка с папочкой сразу дают ему то что он просит. (момент наливания молока в хлопья)

Ничего инопланетного - всё как в нашем социуме – типичные системные закладки которые ребёнок кстати получил в телевизоре и интернете. ТВ формирует его модель поведения. Система порождает систему. А вот эти страшные видоизменения в нём – это в некотором роде тоже может быть аллегорией того когда родители видят что-то не правильное и не обычное в поведении чада, что-то что не входит в их понимании нормы. Например принадлежность к какой-либо субкультуре которые часто используют сильно выделяющиеся внешние, или скажем как если бы в семье рьяных верующих жил подросток атеистических взглядов и.т.д.

Ни каких там анунахов, планетян и прочего - В нынешних реалиях, думая что выращивая своего ребёнка, – в итоге получается, что воспитываешь суть его мышления не ты, ты лишь закладываешь модели поведения которые нам и показаны в подражании. Современные родители выступают в виде дающих необходимый физический ресурс, а вот тв и книги уже формируют то что мы называем личностью с определёнными взглядами – где книга это скорее отсылка к образованию которое делает то же дело что и тв, но на более серьёзном уровне, и как итог ты получаешь совершенно чужого человека. Ведь смотрите даже в фильме это показано - родители по сути на него забили. Отец ничего сделать не может, мать тоже.

Кстати интересно – повзрослевший мальчик знает как выбраться из города. Но почему Взрослые не могут сбежать? Да потому что время не повернуть вспять, а те системные шаблоны по которым ты инерционно двигаешься по жизни не дают тебе взглянуть на реальность с правильной точки зрения, и только когда Джемма приняла окончательное решение избавиться от повзрослевшего подкидыша т.е. условно снять с себя пелену иллюзии – ей наконец открылось истинная суть этого места, а если бы она послушала своего мужчину ранее, то они бы возможно смогли выйти из этой системы, иначе же как бы ты не старался и как не хотел – ты «увяз в матрице».

Кстати форма поребрика и уползание под асфальт ну как бы так непрозрачно намекает на кроличью нору.

Вспомните, После того как Том докопался и услышал странный звук, а потом услышал его же по тв - он решил поставить системе ультиматум, он начал смотреть на вещи правильно, т.е. стал выходить из уровня ресурса и предпринял правильные действия для изменения своего положения в системе, но, у женщины сработал инстинкт который в очередной раз обманул её здравый смысл, ведь инстинкт не подразумевает того что тебе могут кого то подбросить, на этом и играет система. Инстинкт это как бы общее знание, нацеленное на совершение общих действий, а разум уже даёт тебе возможность взглянуть на происходящее более тонко и увидеть так скажем игру другого уровня.

И Вот кадр дающий это понять - Джемма не послушала своего мужчину, и поддавшись своей системной, а если хотите то и примитивной животной прошивке - освободив мальчика в итоге оказалась за решеткой вместе с ним. Выбор сделан, птичка в клетке. А следующие кадры которые мы наблюдаем как Том сидит и ест уже в одиночестве.

Мальчик кстати не просто в черно белой одежде, а с детства именно в костюме, всегда подстриженный и опрятный. Ну прям маленький агент смит – работник системы, вообще данный фильм во многом большая отсылка к матрице.

Вот очередная цитата из интервью: Он носит черно-белое, телевизор черно-белый. У него нет диапазона эмоционального цвета, поэтому он просто видит все с точки зрения черного и белого.

Книги это тоже форма обучения, но более продвинутый этап. Я имею в виду, что люди сидят там в реальном мире и смотрят на своих детей, которые целыми днями смотрят странное дерьмо по телевизору или в интернете, не понимают этого и становятся отчужденными от своих детей.

Что такое воспитание для большинства? – рутина. Рутина которая тебя убивает. Т.е. по сути ты взращиваешь для системы – а она даёт тебе минимальный набор необходимого.

Рутина убивает, т.е. ты просто по сути отдаёшь себя. Со временем – полностью умирая. Могила которую копал Том – это могила для тебя самого. Как правило отцы в нашем обществе должны работать и обеспечивать семью – собственно убивая на этом своё здоровье. А мальчик отчуждён от родителей потому что его взращивает система – по сути он родителям не принадлежит вообще. Один мужчина даже умер от самоубийства в ванной.»

Почему родители остаются прежними, а ребёнок растет? Это вероятно отсылка к тому что их жизнь остановилась. Ни каких новых знаний, интересов и вообще всего – нет времени на всё это. Они показаны как бы как люди застрявшие на своем уровне развития, погрязшие в быту.

Посмотрите как идёт Джемма перед тем как её похоронили? Ну это ж прямое копирование походки пожилого человека. Отец заработался а мать померла от старости.

Кстати интересно что в конце Джемма поджигает Тому сигарету, её уже не раздражает его маленькая слабость. Он говорит ей: «помнишь ветер, в той жизни - я никогда его не ценил...» Метафорически он говорит о прошлом, о молодости, о времени когда жизнь была настоящей. Прямая аналогия к детству, сколько раз можно слышать или самому ловить такие моменты когда как говориться трава была зеленее, всё было настоящим потому что ты был настоящим.

Кстати откуда у Тома столько сигарет? Очевидно система поставляет ему минимальное количество удовольствий, что бы ты имел свою маленькую отдушину, мы ведь вроде не наблюдали целую коробку которую он мог бы потихоньку курить на протяжении фильма. Всё как в современном мире, немного отдыха, немного развлечений, что бы тебе не дай бог не осточертело всё окончательно и ты не стал предпринимать каких-то не нужных системе действий.

Ещё одна цитата: «Самый интересный и, пожалуй, самый смелый аспект Vivarium заключается в том, как он воспринимает концепцию родительства. Здесь быть родителем - значит быть вынужденно кормить паразита, лишая вас самой вашей жизненной сущности. Это должно быть тем, что никогда не сделает вас счастливым и даст в итоге смутно удовлетворительные результаты.

В начале фильма Vivarium кукушка в конечном счете становится настолько большой, что, когда ее невольный приемный родитель возвращается, чтобы накормить его, кукушка, кажется, собирается съесть голову взрослой птицы - предвещая конец фильма.»

Собственно .. после того как птенчик вырос и перестал нуждаться в услугах тех кто обеспечивал его ресурсом - он лишил их дома и средств к существованию - им обоим пора в яму, батарейки свое отработали.

Аллегория «родного» птенца выкинутого из гнезда который закапывал Том в начале фильма – это проекция на как бы закапывание воспитания, закладывания собственных идей и взглядов в своего ребёнка самостоятельно и как следствие получение того – что и вырастет из него именно твоё продолжение, а не системное.

Подросший мальчик без сожаления и даже с улыбкой скинул Тома вниз, в урну если хотите, без всяких там почестей и прочего. И прежде чем его осуждать, скажите, вы так же поступаете с батарейками которые выбрасываете в мусорку? Или оплакиваете их жизнь, страдаете по ним и прочее? Думаю нет. А теперь смотрите на всё это со стороны системы, почему она должна относится к вам\нам по другому? Возможно вы считаете это бе3человечным, крайне не правильным и антиморальным поведением? Но я уверяю вас что люди - для кого-то эта точно та же система, и я совершенно не преувеличиваю. Не верите? Ну тогда вспомните в очередной раз откуда к вам на стол попадает сочный стейк или тарелка пельменей, где человек берёт кожаную обувь, шубы и прочее прочее прочее. Прогуляйтесь до скотобойни посмотрите как там обстают дела с почестями и прочим. Поэтому не стоит обвинять кого-то сильнее и умнее тебя - если он относится так же к твоей жизни так же - как относишься к тем кого уже сильнее и умнее ты сам.

Вот ещё один очень на мой взгляд интересный момент, я бы даже сказал наверное самый интересный. Когда молодой Мартин укатывал в пакет того кого должен сменить – заметили ли вы, в момент когда он опускал его в ящик пакет был легкий и пустой? Ну и если уж мы проводим аналогии а не просто ссылаемся на то что это огрех режиссера - то это явный намек на то что его предшественник прожил совершенно пустую и бессмысленную жизнь, на что так же намекает номер в его досье, а бирка с именем лишь фейк т.к. системные люди не имеют ни какой уникальности. Он и сам – просто ресурс, посредник для системы, лишь очередной её винтик ни чем вообще не отличающийся от Тома и Джеммы, а в некотором смысле ему вообще повезло намного меньше.

Т.е. вероятно более глубокие выводы заключаются даже не в самом факте подкидыша, его взросления и акцентировании внимания на страдания Тома И Джеммы. А в том, что люди это как бы оболочка, сосуд, который носит в себе важнейший ресурс – время.

Именно время является той самой необходимой батарейкой, по сути ведь батарейка и даёт время, понимаете? Вот вы вставили батарейку в плеер и дали как бы ему энергию для жизни и человек в данном случае выступает той самой батарейкой для держателей системы. Вспомните выражение - Время жизни истекло.

Сами подумайте ну а какой иной может быть смысл? Смысл не вырасти этого ребенка, а забрать у людей время, вы вспомните рисунок в книге как бы с песочными часами вместо лиц - ребенок то по сути просто, робот условно, он такая же жертва и такой же ресурс, просто иной элемент в механизме системы, в нём ни стало на намёка осознанности даже когда он вырос, а раз так, то и для так называемой системы он не несёт ни какой иной ценности, он не является частью тех, кто создал Йондер если мы говорим о сюжете и получает с него основную выгоду.

Из этого мы и делаем вывод о цели системы ну или пришельцев если хотите который и подтверждает Фениганн, цитурю: «Их цель такая же как и у нас. У них нет генерального плана по захвату мира или чего-либо еще. Они хотят выжить, как и мы хотим выжить.»

Грубо говоря – просто у них другая пища. Время.

Кстати позитивный момент фильма заключается в том - что тот вечный идеал за которым гоняется человек - в действительности скучный и искусственный, ведь идеал, если углубиться в философию может быть доступен только тому кто сам идеален, и тут человек попадается в ту самую системную ловушку - он гоняется за недостижимым, потому что сам не идеален.

И вот чем хочется подытожить – представьте этот городок Йондер где вокруг живут соседи, реальные облака, ты можешь выезжать в город и так далее и тому подобное - ответьте на вопрос - разве глобально это что-то меняет? Я думаю Нет. Если ты погряз в рутине и сам стал искусственен - то это все остальное смысла не имеет, вне тебя жизни быть не может.

И на последок давайте совсем немного субъективной критики по данному творению. По скольку фильм явная отсылка к реальным положениям вещей, и по ходу разбора я думаю мы в этом убедились, со слов самого же Режиссёра фильма Фенигана мы можем отнести данное творение к очередному цитирую самого же Режиссёра: «дерьму что показывают по интернету и тв промывая мозги», собственно не особо ведь понятно чем его фильм должен отличаться от других системных продуктов о которых он так не лестно отзывается.

По сути фильм внедряет зрителю идею что иметь детей это страшная жуть и заниматься этим не надо, всё что тебя ждёт нищета и унылость, если пойдёшь по этому пути ни когда не дотянешься до своей мечты, как Том в итоге не купил тот пикап о котором он мечтал.

Но Даже если ты решишься на это – то твоё чадо всё равно не будет принадлежать тебе – т.к. ты отдашь его в дет.сад, далее школу и т.д. он будет смотреть тв, интернет и прочее, т.е. с какой стороны не взгляни – с позиции нормального и думающего человека это идея в современных реалиях явно проигрышная и после просмотра сего творения послевкусие остаётся именно таким, а образы фильма, замкнутое место из которого нельзя выбраться и ребёнок подкидыш каких-то там Планетян – это лишь очередная обёртка под всё те же старые и системные шаблоны, нацеленные на определённую часть зрительской аудитории.

Ни какой фантастики и прочего в этом фильме нет, это типичное социальное кино с типичными современными и форматными методами внедрения совершенно определённых идей.

Что ж, вот такой обзор на Вивариум получился, понятно что там есть определённые моменты на которых можно ещё заострять внимание, но думаю это уже более второстепенные вещи, а основную, хотя вполне может быть что и субъективную суть фильма я надеюсь что донёс до вас.

От себя же должен заметить, что соглашусь с одним из комментаторов сего творения и данный фильм возможно не стоило растягивать на полтора часа, как по мне – он бы более лучше вписался в часовую версию одной из серий «черного зеркала».

Ну а на этом всё, надеюсь до новых встреч, всем удачи.