Всё чаще звучат призывы не только молодых людей, но и их родителей: в школе изучать классическую литературу необязательно. И есть несколько логичных объяснений.
Во-первых, как ребёнку разобраться во всех этих кибитках, камзолах, мезонинах, гривенниках и боярах? Многие факты, события давно забыты и никому не нужны.
Во-вторых, все темы классической литературы давно устарели: какие-то лишние люди, какие-то поиски смысла жизни, совершенно глупые с точки зрения логики поступки: вот Вронский влюбился в красавицу, но чужую жену! Сделай всё шито-крыто, подкупи лакея, увези, люби вволю во всех вариантах, потом тихонько привези! А он – скандал на всю столицу, службу бросил, с матерью в ссоре – кто так делает?
Да успокойтесь, не учит нас ничему реальному классическая литература! Она для этого и не предназначена. По сути, наша литература воспроизводит главные, ключевые сюжеты жизни, через которые проходят судьбы героев.
Во-первых, все классические русские романы начинаются в доме, и неважно, крестьянская это изба, казацкий курень или светский салон какой-нибудь Анны Павловны, и заканчиваются для героя в странствиях, в бесприкаянности, на каторге или на войне – это и Вронский, и князь Андрей, и Родион Раскольников, и Григорий Мелехов.
Второй узловой сюжет русской литературы – это поединок героя с могучей силой (с другим человеком, с коварными злодеями или с непреодолимой судьбой). И кстати, именно поэтому настоящие советские романы знают только один конфликт – лучшее сражается с просто хорошим. Вот в романе лауреата Сталинской премии С. Бабаевского «Кавалер Золотой звезды» герой за три послевоенных года выводит колхоз в передовики, и в финале заседает правление, решает, куда потратить доходы: то ли Дворец культуры построить, то ли бассейн! (И не нужно рассказывать, что вот у нас был такой колхоз – у нас тоже был, единственный на всю нечерноземную область, куда вела асфальтированная дорога и куда все делегации возили. И многие до сих пор вспоминают, как хорошо было! А Первому секретарю Ярославского обкома КПСС чёрную «Волгу» в тракторную тележку грузили, чтобы он до Пошехонского колхоза доехал, и это в период «развитого социализма»)
Третий сюжет в русской литературе – любовь, которая ведёт к гибели (не обязательно к смерти, хотя часто да – Анна Каренина, Настасья Филипповна в «Идиоте», Катерина в «Грозе», Чацкий, потерявший любовь и веру в людей, Онегин, живой, но потерявший смысл жизни...
И не учит наша литература поведению в трудных житейских ситуациях, не даёт образцы, она душу выворачивает!
Классику прежде всего нужно читать для того, чтобы не питать иллюзий и понимать, что тебя дальше ждет. «Человек рождён для счастья, как птица для полёта!» – да? А жизнь беспощадна! И опять Чацкий, Онегин, Печорин, кн. Андрей, Раскольников… И тогда А. Герцен отчеканил: «Мы не врачи, мы – боль!» Литература – это прежде всего духовное сопереживание, это мир, отразившийся в душе человека.
Но тогда появляются возражения:
– Хотите, что бы они по обязанности оттарабанили нужный кусок этой вашей классической литературы, или чтобы они читали с интересом, добровольно, радовались страницам и привыкали к чтению? Во втором случае придется подобрать книги под их возраст, и никак иначе, не те, которые вам хочется, чтобы они читали, а те, которые они сами захотят читать, под их, а не ваш, вкус! Чтобы это было им изначально интересно. Вот тогда они и читать полюбят. И прочитают потом то, что сочтут нужным – хоть Толстого, хоть Гете, хоть Лавкрафта и Стивена Кинга, сами решат.
И одна богатая страна уже давно решила, что литература – это про сыщиков и гангстеров, про деньги и секс, а всякие мудрые философствования про смысл жизни и вечные ценности – это глупость. И любимая мной Т. Толстая приехала в американский университет читать лекции, и долго она говорила о глубине лирики Тютчева и Эдгара По, о суггестивности их стихов, но прервал её студент, спросив:
– Всё это здорово, профессор, но как мы этим будем зарабатывать деньги?
И сбежала Толстая, глупенькая, думавшая, что искусство для души, а не для денег. И возникает особое, американское искусство, где любовно, с деталями, вырисовываются новые герои: был маньяк, садист, Джек Потрошитель, а теперь нам рассказывают о его глубоком внутреннем мире, и мы с замиранием следим, как он заманивает жертву, как у него бьётся сердце…
Или другой герой – наёмник-убийца, за деньги готов уложить любого, да ещё с улыбкой проговорит:
– Это просто бизнес, ничего личного!
Вот ведь, поняли, это же особый бизнесмен! И называют его киллер, и он быстр, обаятелен и обязательно ловок, стреляет с двух рук и владеет всеми боевыми искусствами востока, был он просто неприличен в прежнем обществе, а теперь – новый герой, настоящий, победный, и всегда он уезжает в Мексику, увозя красавицу и золото.
Вот золото и становится подтекстом всей этой литературы. Давным-давно, в 60-е годы, когда «искусство нового мира» ещё робко прокладывало себе дорогу, фильм режиссёра Желакявичуса «Никто не хотел умирать» посмотрели муж и жена Колеры – он был послом США в СССР, а жена усиленно изучала русскую культуру. После фильма жена осыпала режиссёра похвалами. И сюжет закручен, и сцены перестрелки реалистичны, и актёры прекрасны… но, сказала она, задумавшись:
– Я так и не поняла, где же было золото?
И режиссёр понял: мысль о том, что можно воевать, убивать и умирать за какую-то там идею, не пришла в её прелестную головку – не так и не на том воспитаны.
Но есть ещё одна беда: в искусство взрослое упорно пробивается – нет, пробилось и заняло лидирующие позиции искусство для детей.
Спустя две недели после начала показа «Оно» поставил новый рекорд — 700,4 миллионов долларов
Вампиры, чудовища, хоббиты, «Оно», рыцари, Гендольфы, кольца, отравленные яблоки (ах, да, это из «Белоснежки», но всё равно до кучи!) – это свидетельства невероятного, какого-то безумного опускания в песочницу, в милое детство, причём эти книги, а потом миллионнобюджетные фильмы – свидетельство чудовищного оглупления культуры. Мировой успех этих книг и фильмов – это, по сути, смертный приговор человеческой культуре. Если бы это было для детей – да ради бога, но всерьёз считать Гарри Поттера современным героем…взрослый мужик, волнуясь, читает и смотрит про мальчика, размахивающего мечом верхом на драконе… – да, весело, да, страшно, да, все смотрят, но это конец культуры и нашей цивилизации, теперь она будет другая, но уже не наша.
Или учите детей читать хорошие книги