Обычай пить кофе с друзьями и коллегами помог шведам стать не только рекордсменами по количеству выпитых чашек, но и одними из самых продуктивных работников. Разбираемся, в чем их секрет.
В скандинавских языках много непереводимых слов, смысл которых, наряду с неповторимостью образа жизни их носителей, пытаются разгадать в других странах. Весь мир постигает секреты понятий lagom, hygge и lykke. Шведы ценят свой культурный код, поэтому не переводят и слово fika — чтобы не превращать старинную традицию в обыденный кофе-брейк.
Фика — это перерыв на кофе со сладостями. Жители Швеции, рекордсмены по потреблению этого напитка, превратили кофе-брейк в ритуал. Для них это отличный способ снизить бешеный темп жизни и достичь гармонии. Поэтому в любой непонятной ситуации шведы устраивают фику — дома и на работе, в путешествии или просто на свежем воздухе.
Это своеобразный акт сопротивления в современной офисной культуре, ориентированной на сверхэффективность и прибыль. И признание того, что общение и отношения между людьми тоже важны, пишет Quartz.
Кофейная философия по-шведски
Слово «fika» (как существительное, так и глагол) считается анаграммой kaffi — старого шведского термина, обозначающего кофе. За чашкой ароматного напитка в Швеции встречаются с утра и до полудня, а иногда снова после обеда.
#инструктаж: как приготовить вкусный кофе дома
Чем фика отличается от обычной чашки кофе по дороге в офис или во время деловой встречи? В первую очередь тем, что это перерыв, отдых от работы. Фика должна создавать атмосферу уюта и доброжелательности. Идея ритуала в умении оставаться в моменте: жить здесь и сейчас. Это абсолютно не похоже на бег с бумажным стаканчиком в руках.
Наоборот, это повод собраться за свежим кофе с выпечкой. Причем кофе считается основной, но необязательной опцией. Ключевым здесь все-таки выступает намерение, а не напиток. А единственная цель — встретиться и пообщаться с друзьями или коллегами. Кстати, для фики в офисе есть одно правило: во время перерыва нельзя обсуждать рабочие моменты.
Фика как социальная активность
Кофе появился в Швеции в конце 1600-х. В то время это была роскошь, привилегия правящих классов, чьи гламурные вечеринки kafferep были сродни английским чайным церемониям. Однако к 1800-м благодаря широкому распространению кофе стал популярным напитком среди всех слоев общества. «Где-то на этом пути родилась концепция фики», — пишет Анна Бронс, соавтор книги «Fika: Кофейная философия по-шведски с рецептами выпечки и других вкусностей». А сам термин «fika» появился в шведском языке чуть более 100 лет назад.
В современном мире фика — это как бальзам для культуры трудоголизма, которая все активней вторгается в нашу жизнь. Поскольку эти перерывы поддерживают так называемый эффект близости, или склонность людей нравиться тем, с кем они видятся чаще всего, фика помогает формировать связи между людьми и предотвращает одиночество. Исследования, проведенные в Швеции, показывают, что фика способствует развитию креативности, устраняет барьеры в работе.
«У нас есть возможность отвлечься, наполниться вдохновением от общения с другими людьми, обсудить мысли и идеи», — говорит Вивека Адельсвард, профессор Университета Линчепинга. Больше того, фика может предотвратить умственную усталость, возникающую при длительной работе, развить социальные навыки, а также уменьшить необходимость в долгом отдыхе.
Перерывы на кофе настолько важны для жителей Швеции, что, например, IKEA внесла специальный пункт в корпоративные правила, опубликованные на сайте компании: «Фика — это больше, чем перерыв на кофе, это время для отдыха, общения с коллегами и обмена новостями. Лучшие идеи и решения рождаются во время фики».
Однако, при всей видимой пользе шведские традиции трудно приживаются в других странах. Об этом говорят результаты эксперимента в США, когда группа репортеров и редакторов решила в течение недели ежедневно устраивать фику. Сперва журналистам плохо удавалось встречаться каждый день за кофе, затем коллеги и вовсе не смогли поддерживать эту практику и провалили испытание.
В итоге американцы постарались оценить влияние шведских кофе-брейков на производительность, и один из членов команды признался, что для этого они начали накладывать график перерывов на сроки выполнения задач. Именно такой тип мышления и испортил дух фики, превратив его в очередной лайфхак для повышения эффективности. Дело в том, что фика действительно может сделать сотрудника более продуктивным. Но если смысл перерыва в том, чтобы стать эффективней, то это уже вовсе не фика.
Читайте также: 8 идей, чем заменить утренний кофе
Как устроить фику
Первое правило: фика может происходить где угодно, когда угодно и с кем угодно. Ее можно устраивать на работе с коллегами, в кафе или парке с друзьями или одному дома. Фика станет отличным поводом обсудить новый роман с подругой, поделиться с начальником планами на отпуск или съесть дома кусок шоколадного торта, завернувшись в любимый плед. Русский аналог предложения прерваться на фику звучит так: «А не выпить ли нам по чашечке кофе?»
Правило второе: фика — не только кофе, но и выпечка. Фаворит у шведов, конечно, традиционная булочка с корицей (kanelbullar), но шоколадное печенье или кусок торта тоже подойдет. Кроме того, во время фики подаются и несладкие закуски, например бутерброд (smörgås). Если придерживаться шведских традиций, во время фики должно быть семь пирогов с разной начинкой. Лучше всего подойдет домашняя выпечка. Традиция готовить угощения для фики в Швеции переросла в настоящий культ, здесь издают специальные «кулинарные Библии», устраивают соревнования и ведут обучающие инстаграм-аккаунты.
Правило третье: если у вас есть чашка кофе и кусок пирога — это еще не фика. Важно осознанное желание и наличие свободного, иногда запланированного времени в расписании, чтобы сделать перерыв особенным. Моментом необходимо наслаждаться. Пить кофе, есть сладости и болтать.
Фика в цифрах
- 10-30 минут обычно отводится на фику.
- 5-15 минут покоя необходимы мозгу для того, чтобы усвоить и запомнить новую информацию.
- 1,5 — максимальное количество часов, которое нужно проработать до перерыва, чтобы повысить производительность
- 7 разновидностей домашней выпечки подаются на традиционной фике
- 8,2 кг кофе ежегодно потребляет средний житель Швеции, по этому показателю страна занимает шестое место в мире.
- 3 — минимальное количество ингредиентов в традиционном шведском бутерброде, который подают к кофе. Чаще их больше четырех. Это кусок хлеба со свежим маслом, сыр, вареные яйца с зеленью, консервированный лосось и укроп.
- 1746 год, когда король Швеции впервые запретил пить кофе. Он опасался, что за чашкой кофе подданные смогут сговориться и свергнуть монархию.
- 11 место в мире занимает Швеция по производительности труда (согласно данным за 2015 год)
- 2620 человек собрали на фику жители города Кальмар в 2007 году. Спустя два года, в 2009 году, скандинавский производитель кофе Gevalia решил побить рекорд и устроил мероприятия в десяти шведских городах. Новым рекордсменом стал Эстерсунд, где на фику пришли 3563 жителей.
Материал заимствован из архива статей РБК Стиль