Прицеп грузовой предназначен для сцепки с автомобилем грузоподъёмностью выше 3 тонн и передвижением вместе с ним. Выпускаются модели с различными параметрами, способами сцепления, оснащением, специализацией под конкретный тип перевозимого груза.
Типы конструкции прицепной техники
Прицепы и полуприцепы по количеству осей бывают:
1. Одноосные, предназначены для транспортировки грузов массой до 1,5 тонны. Ось располагается с противоположной от крепления к грузовику стороны рамы, для устойчивого положения в расцепленном состоянии предусмотрены опоры.
2. Двухосные, рассчитаны на грузоподъёмность 2-6 тонн. Оснащены рамой с устойчивой платформой и поворотной передней осью либо неповоротными осями и наличием опоры для установки без сцепления с транспортным средством.
3. Трёхосные, прицепы грузоподъёмностью до 20 тонн. Оси могут располагаться три вместе или две сзади, а одна поворотная спереди.
4. Многоосные или специализированные, рассчитаны на перевозку грузов 10-60 тонн. Расположение осей равномерное вдоль всей платформы или парами.
Все типы прицепов, за исключением одноосных, оснащаются тормозной системой.
Прицепы и полуприцепы для грузовых автомобилей по назначению бывают следующих видов:
1. С открытой бортовой конструкцией. Их назначением является перевозка различных твёрдых грузов массой до 15-20 тонн.
2. Контейнеровозы. Применяются для перевозки одного или двух морских контейнеров.
3. Тандемы. Используются для формирования автопоездов и перевозки негабаритных конструкций.
4. Самосвалы. Предназначены для транспортировки сыпучих грузов до 10 тонн.
5. Рефрижераторы. Ориентированы на перевозку продуктов и веществ, для которых требуется поддерживать заданный температурный режим. Представляют собой термобудки, оснащённые кондиционерами, на дверях устанавливаются шторки для минимизации температурных потерь. Грузоподъёмность до 25 тонн.
6. Изотермические прицепы для тягача. Используются термобудки с обшивкой из теплоизоляционных материалов, позволяют сохранять первоначальную температуру перевозимым грузам. Рассчитаны на перевозку груза весом до 25 тонн.
7. Прицепы и полуприцепы, оснащённые цистернами. Используются для перевозок жидкостей и растворов.
Способы сцепления с грузовиком
Сцепка грузовых полуприцепов осуществляется на тягово-сцепные устройства следующих видов:
1. На сцепку шарового типа. Позволяют транспортировать грузы до 3,5 тонн или буксировать легковые автомобили. На грузовике конструкция представляет собой шар диаметром 5 см с фиксационным рычагом, а на прицепе предусматривается ответная проушина для сцепки
2. На сцепку крюкового типа. Конструктивно состоит из крюка, сверху которой накидывается защёлка со шплинтом, замка для защиты от самораскрытия защёлки. Для демпфирования кронштейн с крюком оборудуется специальными кольцевыми, коническими или цилиндрическими пружинами. Ответная часть петли на полуприцепе должна быть такого же диаметра, как и внутренний радиус проёма крюка, чтобы снизить износ механизма.
3. На сцепку шкворневого типа. Представляет собой специальную петлю для сцепки, в которую входит шкворень, обеспечивающий надёжную фиксацию полуприцепа. Также существуют и сложные конструкции, в которых предусмотрены направляющие ловители, затворы автоматического или полуавтоматического типов.
Допускается зацепление на тягово-сцепные конструкции малотоннажных прицепов для грузовых автомобилей, при условии наличия у них нужного типа сцепки.
Зацепление авто с полуприцепом выполняется на сёдельно-сцепные устройства следующих видов:
1. Однозахватные. Основные тяговые и тормозные нагрузки передаются массивному кулаку-захвату. В такой конструкции сцепка подвержена только сдавливающим силам полуприцепа, за счёт чего обеспечивается надёжное соединение с достаточно простой конфигурацией.
2. Двузахватные. В данной конструкции усилия тяговые и тормозные направлены только на звхваты. В отличие от однозахватных, могут иметь две и три степени свободы.
В чём выгоднее перевозить грузы: в прицепе или в полуприцепе?
Выбор в пользу прицепов для грузовиков зависит от типа перевозимого груза и его массы. Прицепы выгодно выбирать по ряду причин:
· универсальность применения, поскольку вся масса воспринимается отдельными от тягача осями;
· доступна транспортировка практически любыми грузовиками;
· установка на ровной или на наклонной поверхности, не требуется использование специальных стоек;
· высокая проходимость по неплотным грунтам и бездорожью.
Грузоподъёмность грузовых машин с прицепами ниже, чем с полуприцепами. Основная нагрузка во втором случае передаётся на раму и оси седельных тягачей. Поэтому, чтобы добиться аналогичной грузоподъёмности на технике прицепной необходимо использовать модели с усиленной рамой или большим количеством осей.
Полуприцепы обеспечивают ряд преимуществ:
· предсказуемость при маневрировании, процесс проще, чем для прицепов;
· возможность перевозки крупногабаритных и высоко тоннажных грузов.
Сцепка полуприцепа с тягачом возможна только на седельное соединение, которое есть не на всех моделях грузовиков.
Выбор тягача с прицепом выгоден при транспортировке грузов массой до 10 тонн, а с полуприцепом – для перевозки грузов до 60 тонн. Для формирования автомобильного поезда используют только прицепы.
Отечественные производители прицепов и полуприцепов для грузовиков фур и тягачей
Прицепы для грузовиков и фуры для тягачей производятся следующими российскими производителями:
- ООО «Центртранстехмаш» выпускает с 2000 г. более 1000 различных видов фургонов, всех видов прицепов на всех видах шасси. Ежегодно создаются новые модели прицепной техники с инновационными характеристиками.
- ООО ПКФ «Политранс» производит полуприцепы высокой проходимости для эксплуатации в суровых климатических условиях. Используются финские технологии обработки рам и стыковочных швов.
- УЧПП «Стройремавто» выпускает прицепную технику под маркой АПС ориентированную на перевозку стройматериалов и технику по трассам и бездорожью. Новые модели создаются на модернизированном оборудовании, комплектуются узлами с высокими техническими параметрами.
- Машиностроительный завод «Тонар» выпускает более 100 моделей прицепов общего и узкого назначения. Основным отличием от конкурентов является ориентирование на эксплуатацию в условиях бездорожья, то есть техника простая и неприхотливая. Для сборки применяются зарубежные комплектующие, отвечающие стандартам ЕЭК ООН. Перед продажей все модели проходят серию испытаний.
Зарубежные производители прицепов и полуприцепов для грузовиков, фур и тягачей
Среди известных зарубежных производителей прицепной техники можно выделить:
1. Schmitz Cargobull выпускает самосвалы и шторные полуприцепы с большой вместительностью, отличной оснащённостью и надёжностью. На модели устанавливаются прочные рамы облегчённой конструкции для экономии топлива, относительной простотой сборки и ремонтов узлов.
2. Schwarzmuller. Компания производит прицепную технику, оснащённую системами безопасности и пневматическими автоматизированными узлами. Выпускаются даже длинномерные модели с размером в длину до 18,5 м. Среди водителей тягачей пользуется успехом за счёт надёжности, поэтому её арендуют чаще остальных.
3. Kogel производит полуприцепы Euro Trailer, открытые платформы, изотермические фургоны и сменные шасси. Все модели оснащены современным оборудованием, упрощающим контроль над транспортировкой и обеспечивающим повышенную безопасность перевозок. Новой опцией, по сравнению с другими производителями, является возможность заменить практически все базовые узлы в дороге без посещения сервисных центров.
4. Wielton. Польский производитель, который выпускает более 64 видов полуприцепов. Все модели сертифицированы по стандарту ISO 9001. Модели ориентированы на коммерческое применение.
5. Krone. Компания производит полуприцепы шторного типа, оснащённые уникальной системой Eco Liner. Авторы и инженеры проектов сделали модели легко подстраиваемыми под различные условия эксплуатации. Обтекаемая форма экономит до 5% топлива за счёт аэродинамических параметров. Прицепная техника надёжная, неприхотливая в эксплуатации. Многие производители черпают идеи именно у Krone.
Грузовая прицепная техника предназначена для эксплуатации под высокими нагрузками в различных условиях окружающей среды. Поэтому многие производители их делают надёжными, прочными и долговечными.