Почти на всех детско-родительских форумах обязательно присутствует тема в духе «Что такое воспитание: свобода или управление ребенком?»
Одни мамы утверждают, что если не держать ребенка в ежовых рукавицах, он обязательно вырастет капризным, балованным и даже беспутным.
Другие же рекомендуют почаще прислушиваться к малышу и не ругать по каждому поводу. Каждая мама решает для себя, как именно воспитывать ребенка. Но ясно одно: не стоит подчинять его своим правилам, воздействуя приказами и давлением. Основная функция родителей, все-таки, направлять.
Мы сейчас не будем обсуждать ситуации, в которых нам, родителям, надо быть максимально твердыми – при переходе дороги или обращении со спичками. Лучше поговорим о творческом процессе.
Если малыш самостоятельный
Он требует, чтобы к нему не лезли с советами, берет в руки карандаши и решительно творит безо всяких подсказок. Так было с детства.
И вам, родителям такого самостоятельного творческого человека, надо быть очень внимательными. Ведь с одной стороны, необходимо не сломать его стремление к самостоятельности, а с другой – научить его чему-то.
Такой ребенок будет упрямо говорить, что нарисованная им на листе каляка-маляка – круг, а буквы – это цифры. И ничем это упрямство не сломить.
Наш совет:
Водить самостоятельного ребенка на занятия в центры раннего развития, предупредив педагога о недопустимости резкой критики в его адрес.
Дома же, при совместном творчестве, чаще употреблять фразы «Ты нарисовал вот такой круг, а я – вот такой», «Я люблю называть единицу и двойку цифрами, а не буквами».
Демонстрировать ребенку свое мнение, уважая при этом его позицию. При таком подходе ребенок будет вам доверять, и вы сможете влиять на него при обучении.
И еще один очень важный момент: когда ребенок признает свою ошибку, не заостряйте на этом его внимание фразами типа «Ну я же говорила».
Просто кивните и идите дальше, к новым знаниям и творениям.
А бывает малыш и несамостоятельный
Он всегда боится сделать что-то сам. Утверждает, что у него ничего не получается. И даже под угрозой наказания не возьмет в руки карандаш и ручку в присутствии взрослых.
Очевидно, кто-то когда-то нанес вред его самооценке, сказав, что у него нет таланта или что он что-то плохо нарисовал.
Этот момент подлежит коррекции. Он мог и сам себе это вбить в голову, сравнив свое творение и, например, соседа по столу в школе раннего развития.
Это, как правило, эмоциональные, импульсивные детки, которые обращают внимание на все, что о них говорится.
Наш совет:
Побольше общаться с ребенком, рассказывая ему о себе, о своих подвигах и неудачах. Конечно, в детском формате. Вспомните и расскажите ему о своем детстве.
И при каждом удобном случае спрашивайте его совета: как он думает, правильно ли поступила мама, так ли сделал папа?
Очень важно не давать при нем оценок, не критиковать. Просто принимать все, что он делает. Помните, мы говорим о творчестве!
И еще один важный момент:
дайте ему возможность творить самостоятельно, если вдруг он этого захотел. И пусть он сам покажет вам плоды своего творчества, когда будет готов.
Заключение
Мы рассказали только о двух типах малышей. Это эдакие две крайности.
Но помните: каждый ребенок уникален, и он никогда не будет соответствовать каким-то точным характеристикам. Самое главное – прислушиваться к ребенку, наблюдать за ним, за его развитием.
А еще есть один беспроигрышный способ, как не мешать ребенку творить.
Открываю секрет: надо самому чем-то увлекаться! Например, рисовать, лепить. И тогда вы сможете пригласить своего малыша в собственный яркий мир, а потом посетить и его сказку. Ведь ребенок доверяем тем, кто верит в волшебство.