Вы недавно зарегистрировали товарный знак, но остались вопросы, как его использовать? С одной стороны, теперь вы вправе распоряжаться им так, как хотите. С другой – есть определённые правила, за нарушение которых может быть предусмотрена юридическая ответственность. Разбираемся вместе, как использовать товарный знак.
«Товарный знак для вашего бизнеса» - краткое руководство по регистрации товарного знака от патентных поверенных Гардиума
Скачайте бесплатно ▶▶▶
Общие правила использования товарного знака
После регистрации товарного знака вы становитесь его правообладателем. Что даёт этот статус? Прежде всего вы можете свободно им распоряжаться и передавать другим исключительное право на товарный знак. Однако закон указывает, что его неиспользование в течение трёх и более лет может лишить вас права владения.
Компании или предприниматели, работающие над схожей продукцией, могут зарегистрировать коллективный товарный знак.
Товары и товарный знак
Правообладатели товарного знака, в том числе коллективного, могут воспользоваться им для индивидуализации товаров, работ или услуг (согласно ст. 1484 Гражданского кодекса РФ). Другими словами, товарный знак способствует узнаваемости вашего бренда. Где его можно разместить?
- непосредственно на товарах, а также этикетках и товарных упаковках;
- в документации, связанной с оборотом продукции (счета, накладные и др.);
- на рекламных щитах, билбордах, буклетах и флаерах, информирующих о продукции или услуге;
- на сайте компании (в доменном имени, мета-тегах и т. д.), а также иных интернет-ресурсах, где размещена информация о соответствующем продукте.
Свидетельство о регистрации товарного знака гарантирует вашему бренду государственную охрану. Есть только одно “НО”: третьим лицам можно использовать ваш товарный знак, но только в личных целях (например, дома, на рабочем столе и т.п.). В остальных случаях без лицензионного договора или письменного согласия правообладателя товарный знак использовать нельзя.
Как распоряжаться правом на товарный знак
Рекомендуем запомнить одно: знак просто нужно использовать. Его отсутствие на рынке в течение трёх и более лет может подтолкнуть конкурентов прервать правовую охрану товарного знака через суд. Даже если вы предоставите счета или накладные за последний год, в которых наглядно продемонстрировано использование товарного знака, суд не всегда окажется на вашей стороне.
В этом вопросе учитываются такие факторы:
- тип продукции (эксклюзивная или нет);
- уровень товарооборота;
- распространённость товара и др.
Распоряжение правом на товарный знак также подразумевает, что:
1. правообладатель может заключать лицензионные договоры о передаче права на него с компаниями или предпринимателями. В них можно указать конкретный регион использования знака, возможность или невозможность рекламы конкретных товаров с данным обозначением;
2. владелец может составлять договоры коммерческой концессии и тем самым передавать своё исключительное право владения другому лицу;
3. товарный знак можно передавать по наследству;
4. владелец может отказаться от права использования товарного знака.
Все вышеперечисленные соглашения необходимо регистрировать в ФИПС.