Зампред правления банка Санкт-Петербург Оксана Сивокобильска рассказала Frank Media о сложностях работы руководителя на удаленке и о том, сколько сотрудников банк планирует перевести на частично дистанционную работу после окончания изоляции.
Как перешли на удаленку. Я и все мои непосредственные подчиненные работаем дистанционно с конца марта, с самого начала пандемии.
Переход на дистанционный (цифровой) формат работы мы совершили за короткое время. Перестройка бизнеса или цифровизация, что была запланирована на годы, у нас произошла в течение нескольких недель в марте-апреле. Это случилось достаточно быстро, потому что многое мы уже давно делаем удаленно, так с 2017 года 99% представителей МСБ работают с банком в цифровой среде – все транзакционные сервисы, заявки на новые финансовые продукты давно доступны дистанционно.
Сложнее оказалось поменять менталитет не клиента, а сотрудника, особенно менеджера.
Было бы не совсем верно говорить о том, что сотрудники на 100% работают в удаленном режиме. Некоторые люди бывают в офисе на каких-либо критически важных заседаниях, где важно личное присутствие.
Мой формат работы – это 8-11 встреч в день в режиме видеосвязи. Активный рабочий день длится до 19-20 часов, в остальное время нужно быть в доступе на телефоне. Конечно, увеличилась интенсивность ненормированного рабочего дня. Звонки бывают в вечернее и даже в ночное время. Это размывает понятия рабочего и нерабочего пространства. И, честно говоря, о балансе в эти времена говорить не приходится. Рабочая доминанта увеличилась.
В чем минусы дистанционной работы. Работа менеджера стала сложнее. Онлайн-режим имеет свое ограничение. Он на порядок сложнее для разговоров и той управленческой работы, которая присутствует в работе каждого менеджера и связана с созданием атмосферы в коллективе. Весь этот микромир человеческих взаимоотношений, конечно, очень лимитирован в формате онлайн, аватарки и смайлики не заменят общения. Работа менеджера (управленца/руководителя) – это в значительной степени работа по сплочению коллектива, по созданию атмосферы, по управлению конструктивными конфликтами.
Это так называемые софт-компетенеции (связаны с социальными навыками по организации рабочего процесса — Frank Media), на которые приходится примерно половина обязанностей менеджера. Для софт-компетенций дистанционная работа, возможно, не очень хороша, так как ставит определенные вызовы.
Представьте, если бы я хотела вдохновить сотрудника по видеосвязи, а у него пропал звук. Образно говоря — это как признаваться в любви, в то время как связь прерывается. В менеджменте то же самое: надо почувствовать настроение сотрудника, услышать какие-то его сомнения или тревоги. По видеосвязи это сложнее считывать и передавать. Получается, что весь этот объем софт-компетенций менеджер не может применить.
В чем плюсы. Для хард-компетенций (профессиональные навыки, связанные с основной деятельностью — Frank Media) дистанционная работа подходит. Мы глубже вникаем в детали обсуждаемого вопроса, у нас лучше подготовлены материалы для обсуждения.
Онлайн-режим очень хорош для отстроенных процессов и практик. Если вы находитесь в этой стадии развития своего бизнеса, то это идеально. Он позволяет экономить время, быть сжатыми, точными, не отвлекаться, внимательно смотреть на цифры в презентациях. Обсуждения становятся короче, а решения принимаются быстрее.
Пандемия уйдет, удаленка останется. Мы видим, что существует потребность работы в дистанционном режиме вдолгую. Не потому что пандемия будет долгой, а потому что надо учиться работать так. Это тот формат, который может нам помочь в перспективе сэкономить на офисных площадях, а также позволит оказывать услуги бесперебойно в разных ситуациях.
Уже сейчас на частично дистанционный формат работы можно перевести некоторые функции — если это достаточно cтандартизированная работа с оцифровываемым результатом. Это могут быть, например, андеррайтеры. Работа руководителя в дистанционный формат на 100% не переносится.
Сейчас мы моделируем вариант перевода на частично дистанционную работу 20-30% персонала.
Есть несколько вещей, которые мы привнесем в работу после окончания изоляции. За последние два месяца мы показали рекордные сроки внедрения новых продуктов, и вот эту скорость принятия решений будем переносить в привычные рабочие процессы. Мы, конечно, сохраним и будем развивать все наработки по цифровизации, которые были совершены в последние недели. Это то, к чему мы стремились последние несколько лет, цель нашей стратегии по созданию цифрового банка.
Наша задача — при имеющихся почти 100% цифровых услугах (а сегодня нет ни одной услуги, которую мы бы не предлагали дистанционно) установить баланс между онлайн и оффлайн-работой.
Этот материал можно также прочесть здесь.
✪ Хотите знать больше о том, как на самом деле работают банки? Тогда вам сюда: frankrg.com
✪ Если вы хотите оценить вашу ставку по вкладу, воспользуйтесь индексом ставок FRG100: https://frankrg.com/frg100index
✪ Вам надоела изоляция? Расширяйте кругозор, узнавайте, о чем говорит мировое банковское сообщество в рассылке Frank Global Newsletter.
🗞 Что еще почитать:
✪✪✪✪✪ Глава Альфа-Банка назвал банки в группе риска во время пандемии
✪✪✪✪ Пандемия коронавируса признана форс-мажором: что это значит для банков
✪✪✪ Кредитные каникулы и отмена штрафов: как банки помогут пострадавшим от коронавируса заемщикам
✪✪ Moody’s заявило о предстоящем двукратном росте проблемных кредитов в России