От их академических успехов до их социальных навыков и психического здоровья пандемия является кризисом для сегодняшних детей – и последствия могут последовать за ними на всю оставшуюся жизнь.
Когда сегодняшние дети и подростки вырастут, будут ли они себя чувствовать “потерянным поколением", чьи жизни навсегда окажутся в тени глобальной пандемии?
Закрытие школ является одним из наиболее заметных – и противоречивых – средств, с помощью которых COVID-19 воздействует на молодежь. По данным ЮНЕСКО, к настоящему времени пострадало образование почти 1,6 миллиарда учащихся в 190 странах – это 90% всех детей школьного возраста в мире.
Было много споров по поводу того, какую именно роль сыграло закрытие школ в сдерживании общего распространения коронавируса. Прошло чуть более пяти месяцев с тех пор, как впервые был зарегистрирован новый коронавирус в Ухане, а это означает, что данные, описывающие его передачу и последствия какой-либо конкретной меры, все еще неоднозначны.
В конце концов, мы знаем, что передача вируса выше в плотно упакованных закрытых помещениях, и хотя опасность для детей может быть не столь велика, как для взрослых, обучающих их, вирус, по-видимому, вызывает тяжелое протекание болезни в очень небольшом числе случаев у детей. Важно отметить, что дети могут стать носителями вируса, который передается наиболее уязвимым членам общества, таким как их бабушки и дедушки. В конце концов, они не совсем известны своей брезгливой гигиеной.
Все это может сделать полное возвращение к нормальной жизни маловероятным для большинства детей в ближайшие несколько месяцев. И когда это сочетается с другими стрессами жизни в изоляции под карантином, это может иметь некоторые серьезные последствия – задержку их когнитивного, эмоционального и социального развития. Для тех, кто находится в наиболее критических периодах подросткового возраста, это может даже увеличить риск психических заболеваний.
Поскольку от всех этих последствий больше всего пострадают самые бедные слои населения, ожидается, что локализация приведет к расширению существующего неравенства во всем мире, что будет иметь последствия на многие годы вперед. “Именно обездоленные дети платят здесь самую высокую цену, поскольку они будут отставать дальше всех и будут иметь наименьшее количество доступных ресурсов, чтобы "догнать", как только угроза пандемии пройдет
Итак, каковы же факты? И что можно сделать, чтобы смягчить эти проблемы, пока не стало слишком поздно?
Разрыв в достижениях
Давайте сначала рассмотрим последствия для интеллектуального развития ребенка.
Некоторые подсказки к этим эффектам приходят из исследований кратковременного закрытия школ из-за снега. Исследователи Американского университета в Вашингтоне, округ Колумбия, изучил стандартизированные результаты тестов третьеклассников, пятиклассников и восьмиклассников из Мэриленда. Последствия закрытия школ были самыми серьезными для самых маленьких детей, и каждый потерянный день приводил к тому, что примерно на 0,57% меньше детей достигали ожидаемых оценок по чтению и математике. Средняя школа потеряла в общей сложности около 5 дней из – за плохой погоды, что привело к снижению общей проходной ставки примерно на 3%, что эквивалентно примерно одному ребенку в классе из 30 человек.
Очевидно, что даже относительно короткие периоды отсутствия образования могут иметь долговременные последствия. Однако во время нынешнего кризиса необходимо учитывать не только упущенные возможности для обучения. Более серьезная проблема заключается в том, что, когда школы закрываются на длительное время, многие дети начинают забывать то, что они уже знают, – регресс, который будет гораздо труднее исправить.
Ученые указывают на изучение прогресса детей в течение учебного года. Как и следовало ожидать, большинство детей демонстрируют устойчивые улучшения на протяжении всего семестра, но это может регрессировать - иногда радикально – во время длительных летних школьных каникул, особенно в таких предметах, как математика.
Если школы не откроются до сентября, многие дети проведут более 20 недель подряд вдали от школы – беспрецедентное количество времени вдали от образования. Учитывая, что время, проведенное в образовании, по-видимому, формирует IQ взрослых – это может привести к серьезным, пожизненным последствиям для их когнитивных способностей.
Преподаватели надеются, что попытки дистанционного обучения помогут предотвратить эту неудачу, но они скептически относится к тому, что это может полностью компенсировать разницу. Налаживать реальные связи и проводить время со сверстниками, а также сосредотачиваться на уроках гораздо легче, когда дети находятся в одной комнате и заняты.
В худшем случае некоторые ученики могут на самом деле регрессировать даже больше, чем во время обычных школьных каникул, поскольку у них также не будет возможности для интеллектуально питательных занятий, таких как уроки музыки, поездки в музей и библиотеку или летние лагеря. Детям будет не хватать регулярного подкрепления того, чему они научились в школе, и всех этих шансов расширить свои общие знания и понимание мира.
Расширение неравенства
Не все дети будут затронуты таким же образом – что заставляет некоторых экспертов опасаться, что это увеличит (и без того весьма значительный) разрыв в образовательных достижениях между богатыми и бедными семьями.
Мы знаем, например, что потеря знаний во время летних каникул зависит от происхождения ребенка. Некоторые исследования показали, что более богатые дети действительно улучшают свои показатели чтения в течение этого периода, в то время как более бедные семьи, как правило, демонстрируют большие потери, поскольку у них меньше образовательных ресурсов в течение каникул.
В то время как правительства пытаются поощрять домашнее обучение, оно опирается на хороший компьютер и надежное подключение к интернету, чтобы иметь возможность получить доступ к школьным ресурсам, а также тихую комнату для учебы. Домашнее обучение также предполагает, что сами родители достаточно образованны и имеют достаточно времени, чтобы иметь возможность помогать с уроками. Это предположение, к сожалению ,не всегда верно, т.к. во время закрытия школ академическое развитие многих детей останавливается, особенно тех, кто находится в неблагоприятном положении, что еще больше увеличивает разрыв в успеваемости. Недавнее исследование из Великобритании показало, что дети из богатых семей тратят на домашнее обучение примерно на 30% больше времени, чем дети из бедных семей.
Доступ в тихую учебную зону с подключением к интернету является огромной проблемой для многих людей. Это те обстоятельства, которые не очень вероятны для детей, живущих в нищете и переполненных семьях.
Стоит иметь в виду, что экономические последствия вируса – такие как потеря рабочих мест – как ожидается, приведут к росту бедности в целом. Если ничего не будет сделано, чтобы компенсировать эти усиленные классовые различия, последствия могут сохраняться годами. Чем вы моложе, тем больше вероятность того, что последствия будут иметь место и в вашей взрослой жизни. Эти эффекты будут накапливаться с течением времени.
Психическое здоровье
В то время как интеллектуальное развитие ребенка может быть самой очевидной жертвой этих отключений, оно ни в коем случае не является единственным объектом риска. Учителя часто первыми замечают ухудшение психического здоровья своих учеников и побуждают их обратиться за лечением, и многие школы предоставляют консультации и психотерапию на месте. В США, например, около 13% подростков получают психиатрическую помощь из своих школ. Действительно, для значительной части – 35% – уязвимых подростков, проходящих лечение в связи с проблемами психического здоровья, школы являются единственным источником поддержки для решения их проблем.
Как правило, дети с большим количеством братьев и сестер развивают социальные навыки более быстрыми темпами, так что, возможно, это только дети, которые страдают больше всего.
Можно оказать некоторую помощь дистанционно, но так называемые “телемедицинские услуги” далеки от идеала-поскольку они сталкиваются с точно такими же барьерами, которые затрудняют дистанционное обучение. Услуги в области психического здоровья также предполагают определенную степень конфиденциальности, и не все семьи имеют условия жизни, позволяющие это сделать. И снова, вероятно, больше всего пострадают самые бедные семьи.
Без регулярного контакта со студентами преподаватели также не смогут сообщать о предполагаемых случаях жестокого обращения. Для многих детей дом - это неприятное, нежелательное и небезопасное место, а школа - это столь необходимое убежище.
Печальная истина заключается в том, что количество случаев жестокого обращения с детьми – и даже всех видов домашнего насилия-вероятно, будет увеличиваться на протяжении всей пандемии. Если люди переполненными семьями и живут в стесненных обстоятельствах, это уже связано с высокой вероятностью бытового насилия. И по крайней мере на данный момент многие из этих преступлений могут быть скрыты пандемией.
Подростковый возраст считается критическим периодом для развития и лечения проблем психического здоровья, и если эти проблемы не лечить, то в дальнейшей жизни их будет гораздо труднее исправить.
Задержка развития
Более широкие последствия этой вспышки-включая тревогу по поводу взросления во время глобальной пандемии и страх за членов семьи – еще предстоит увидеть. Но дети очень восприимчивы к тревогам своих родителей и опекунов, и вполне вероятно, что они будут поглощать часть этой тревоги – будь то беспокойство о самой болезни, потере работы или напряжении изоляции.
Часто маленькие дети занимаются "магическим мышлением" - полагая, что их собственные мысли или поведение являются причиной этого события. Они в конечном итоге обвиняют себя без всякой необходимости и иногда чувствуют себя невероятно виноватыми. Для детей и подростков любого возраста неопределенность и утрата их собственной свободы будут труднопроизносимы и могут привести к долгосрочным поведенческим проблемам.
В настоящее время эмоциональные потребности детей полностью игнорируются. Поэтому, несмотря на то, что детям был предоставлен богатый материал о физических последствиях этой болезни и способах избежать заражения, правительственные кампании в области здравоохранения дали очень мало рекомендаций о том, как справиться со стрессом. Дети теперь являются экспертами по вирусной передаче, но их не учат, как мы можем говорить об этом и иметь дело с такими важными вещами.
Также неясно, как изоляция и физическое дистанцирование могут влиять на развитие социально-эмоциональных навыков, таких как регулирование своих чувств, осуществление самоконтроля и управление конфликтами со сверстниками. Теперь известно, что время в образовании имеет важное значение для того, чтобы помочь детям повзрослеть – особенно если их родители не моделируют эти навыки дома, – и тайм-аут может задержать их прогресс. Как правило, дети с большим количеством братьев и сестер развивают социальные навыки более быстрыми темпами, так что, возможно, это только дети, которые страдают больше всего. (Хотя только дети могут принести пользу в других отношениях – их родители, вероятно, могут потратить больше времени, помогая им лично в домашнем обучении, например.)
Дети чувствительны и отзывчивы к своему окружению, а стрессоры в раннем возрасте имеют последствия для развития ребенка, психического здоровья и развития человеческого капитала.
Нет простых ответов
Легких решений для этих проблем не существует. Чтобы предотвратить растущее неравенство в образовании, учителям необходимо предоставить альтернативные варианты работы, требующие, например, подключения к компьютеру или интернету. Учителя должны быть уверены, что дети способны выполнять свои задачи даже в самых неблагоприятных условиях.
Правительства могут также внедрять такие схемы, как передвижные библиотеки, которые обеспечат детям возможность получать необходимые им материалы для чтения. Это мелочи, но они действительно могут иметь большое значение для продолжения обучения. В долгосрочной перспективе школы должны будут внимательно следить за детьми, которые больше всего пострадали от кризиса, и рассмотреть специальные меры, которые могли бы помочь компенсировать эти потери.
Родители и опекуны должны вести открытые и честные беседы со своими детьми об эмоциях, которые испытывает вся семья в результате пандемии.
Только благодаря согласованным усилиям родителей, учителей, социальных работников, психиатров и политиков мы можем быть уверены в том, что дети всех классов смогут выйти из кризиса готовыми к преодолению и процветанию в мире после 19-го Ковида.
По материалам bbc.com