Наши дети очень плохо умеют говорить! Точнее разговаривать, рассказывать. Практически не умеют общаться.
Это неумение не возникло вдруг вчера, оно развивается постепенно. Давно.
Как и этот пост, который я хотела написать уже пару лет. С тех пор, как побывала на одном распиаренном мероприятии, где подростки представляли свои проекты. Заявлено было в стиле TED. Модно)
В итоге три часа скучнейших прочтений с листа или заученных наизусть текстов.
Настоящая проблема - неумение презентовать результаты своего труда вырастает из ежеурочных НЕответов и НЕвопросов.
Это даже не проблема, это - нарастающая катастрофа. А сейчас угроза становится всё актуальнее.
В дистанте (в онлайне) дети говорят ещё меньше и реже. Потому что учитель ещё больше боится не успеть сказать что-то очень важное (как ему, учителю, кажется) из школьной программы.
Уверена, что уже давно можно встретить школьников, которые ни разу не выходили к доске за несколько лет, не видели перед собой весь класс, лица. И не отвечали устно за все годы обучения ни разу.
Устно не в смысле: «Вася, сколько будет дважды два?» - «Четыре». «Маша, правильно?»-«Да», «Петя, ты согласен с Васей и Машей?»-«Да». «Молодцы, ребята, отлично работаете на уроке!» Такой вот интерактивный урок)
Устно, в смысле развёрнутым ответом с высказыванием своего мнения или представлением своего решения-своего опыта. Своего!
Пусть даже не всегда правильного решения, пусть и вообще не правильного.
Сам факт: обозначить позицию, попробовать доказать и убедить, сделать выводы.
Наши дети не умеют задавать вопросы и отвечать на них, такие вопросы с рассуждениями. Не закрытые вопросы, как в тестах с выбором ответов или указанием своего варианта.
Потому что мы, родители и учителя, не задаём им вопросов и не всегда отвечаем на их вопросы.
Потому что нам не нужно их мнение и их неудобные вопросы.
Максимум, что нам нужно, пересказанное ими наше мнение или общепринятое мнение в ответ на наши вопросы. Образование же вроде как - передача нашего опыта им😉)
Наши дети не умеют рассуждать в рамках учебной деятельности, которую они выполняют; не умеют рассуждать часто даже о своих увлечениях.
Наши дети плохо умеют говорить, потому что мы плохо умеем их слушать. Спрашивать их совета и просить их о помощи. Особенно сейчас.
Мы ищем как мотивировать детей онлайн образованием, а можно попросить их помочь организовать это самое образование. Признаться в том, что мы не можем и не умеем, спросить их совета.
Предложить им провести уроки. Причём не уроки математики, русского и тд.
Урок того, что чему они хотели бы научить. И как бы они хотели это организовать.
Наши дети, которые не умеют разговаривать, вырастают во взрослых, которые не умеют анализировать и представлять аргументированно своё мнение. Не умеют общаться.