Найти тему

Нам нет дела до мнения детей...

Наши дети очень плохо умеют говорить! Точнее разговаривать, рассказывать. Практически не умеют общаться. 

Это неумение не возникло вдруг вчера, оно развивается постепенно. Давно. 

Как и этот пост, который я хотела написать уже пару лет. С тех пор, как побывала на одном распиаренном мероприятии, где подростки представляли свои проекты. Заявлено было в стиле TED. Модно)

В итоге три часа скучнейших прочтений с листа или заученных наизусть текстов. 

Настоящая проблема - неумение презентовать результаты своего труда вырастает из ежеурочных НЕответов и НЕвопросов. 

Это даже не проблема, это - нарастающая катастрофа. А сейчас угроза становится всё актуальнее. 

В дистанте (в онлайне) дети говорят ещё меньше и реже. Потому что учитель ещё больше боится не успеть сказать что-то очень важное (как ему, учителю, кажется) из школьной программы. 

Уверена, что уже давно можно встретить школьников, которые ни разу не выходили к доске за несколько лет, не видели перед собой весь класс, лица. И не отвечали устно за все годы обучения ни разу. 

Устно не в смысле: «Вася, сколько будет дважды два?» - «Четыре». «Маша, правильно?»-«Да», «Петя, ты согласен с Васей и Машей?»-«Да». «Молодцы, ребята, отлично работаете на уроке!» Такой вот интерактивный урок)

Устно, в смысле развёрнутым ответом с высказыванием своего мнения или представлением своего решения-своего опыта. Своего!

Пусть даже не всегда правильного решения, пусть и вообще не правильного. 

Сам факт: обозначить позицию, попробовать доказать и убедить, сделать выводы. 

-2

Наши дети не умеют задавать вопросы и отвечать на них, такие вопросы с рассуждениями. Не закрытые вопросы, как в тестах с выбором ответов или указанием своего варианта. 

Потому что мы, родители и учителя, не задаём им вопросов и не всегда отвечаем на их вопросы. 

Потому что нам не нужно их мнение и их неудобные вопросы. 

Максимум, что нам нужно, пересказанное ими наше мнение или общепринятое мнение в ответ на наши вопросы. Образование же вроде как - передача нашего опыта им😉)

Наши дети не умеют рассуждать в рамках учебной деятельности, которую они выполняют; не умеют рассуждать часто даже о своих увлечениях. 

Наши дети плохо умеют говорить, потому что мы плохо умеем их слушать. Спрашивать их совета и просить их о помощи. Особенно сейчас. 

Мы ищем как мотивировать детей онлайн образованием, а можно попросить их помочь организовать это самое образование. Признаться в том, что мы не можем и не умеем, спросить их совета. 

Предложить им провести уроки. Причём не уроки математики, русского и тд. 

Урок того, что чему они хотели бы научить. И как бы они хотели это организовать. 

Наши дети, которые не умеют разговаривать, вырастают во взрослых, которые не умеют анализировать и представлять аргументированно своё мнение. Не умеют общаться.