Найти тему

Фотография в сравнении с другими искусствами, младенец. (09)

Часто, когда хотят похвалить понравившуюся фотографию, говорят «прямо как картина». То есть подразумевается, что картина все равно круче… Потому что, когда хотят сказать о не понравившейся картине, слышишь – «как фотография какая-то».

Многие увлекающиеся фотографией так и снимают – чтобы фотография была похожа на картину.

Поговорим…

Цели создания картины и фотографии на первый взгляд сходны. Может быть. Только методы и результаты различны. Картина – плод выдумки и творчества автора – художника, даже если она срисована с натуры. Она – видимость того, что не является копией природы. Она лишь отражает представление кого-то (автора) о чем-то (объекте изображения).

Фотография же – всего лишь фиксация того, что находится перед объективом фотоаппарата, в момент срабатывания затвора. Роль и задача фотографа – выбрать место фотоаппарату и момент нажатия кнопки.

Думаю, что картина, гравюра, изобразительное произведение в целом, как и фотография, - взгляд человека на мир, время, смысл своего существования в этом мире, отражение всего того, что его интересует в этой жизни. У картины много общего с фотографией. И тут, и там – изображение. Изображение чего – либо. Где мы встречаемся с ними. Картины, рисунки, графику мы видим в художественных выставках. Выглядят они, как правило, очень солидно. Вставлены в рамы – шикарные или поскромнее, но тоже «богатые».

-2

Иногда может показаться, что рама и есть главное во всем этом – какая рама, такая и картина.

Да, со времен Возрождения в искусстве живописи существовал взгляд на картину как на окно в мир. Разработанная тогда теория линейной перспективы уходила, затягивая взгляд зрителя вглубь «провала в раме» - холста. Поэтому видимое воспринималось как просвет в стене, через который отрывался взгляду другой, иной мир, отличный от реального существующего, но неуловимо похожий на него.

Фотография, снимок – тоже иное пространство, однако кадр – не окно. Ну, не картинка. Причем искать особого места встречи с не фотографическим искусством особо не нужно. Музеи, галерея – их названия и адреса обычно всем известны с детских лет. Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, ГМИИ имени А.С. Пушкина… Там в огромных, специально отведенных под это залах и «живут» картины. Поход в такой музей или галерею – целое событие. Красота и удовольствие… Фотоизображение же мы встречаем на каждом столбе объявлений: «Их разыскивает полиция», «Пропал щенок», «Куплю комнату» и т.д.

Фотоизображениями – снимками пестрят издания прессы и реклама. Да у каждого взрослого в паспорте – собственная, личная фотография. Отсюда и отношение к этому.

-3

С настоящей же Фотографией можно встречаться на специальных выставках, а сейчас уже и в пока еще немногочисленных галереях.

Выставка – большой праздник для всех фотографов: и любителей, и профессионалов. Но там особая фотография… Там фотографии тоже помещены в рамочки, развешаны на стенах залов. Но рамочки «поплоше», «пониже», да и залы зачастую переоборудованы на время экспозиции, освещение и развеска… уже как получилось.

«Как же так?» - скажите вы.

Похожи друг на друга, и вдруг такое: картинам и графике – одно, а фотокарточкам… Вроде бы и там, и там – искусство. И тем не менее… Конечно, можно сослаться на возраст: фотография – то в сравнении с другими искусствами, можно сказать, младенец. Но все-таки искусство. Почему же все-таки фотография – не картина? Почти каждый без особого труда отличит одно от другого, а опытный глаз – тем более. Так значит, разница есть.

Картина – штучный товар, результат работы одного мастера. Делается она вручную. Художник каждый сантиметр полотна отрисовывает кистью, создавая своеобразный красочный слой – узор.

-4

Картина не поддается тиражированию – одному из важнейших преимуществ фотографии, давшему ей путевку в жизнь. Картина создается не в один день, не сразу, фотография же рождается в секунды. Фотография – механически полученное изображение того, что в момент съемки находится перед фотоаппаратом. Фотограф видит что-то, ставит перед ним аппарат и фотографирует.

Фотограф должен находиться в этот момент у объекта съемки, контролировать его. Он как бы обслуживает фотоаппарат, выполняет все положенные технологические операции получения фотоизображения. Для этого у него масса «помощников» - химикаты, проявочные бочки, фотоувеличители, компьютеры и т.д.

У художника – холст, кисть, краски. Художнику не нужно, не обязательно находится у объекта изображения. Он может вообще не выходить из мастерской. Он может все придумать: и то, что может быть, и то, чего не может быть, и то, что было, и даже как было. И в этом он свободен, в отличие от фотографа, которому для получения фотографии обязательно нужен объект съемки. Художник иногда создает на картине изображение, аналога которым нет в природе. Он их придумывает, творит из ничего. Фотограф может только зафиксировать лишь что-то существующее. Он должен иметь объект для фотографии. Художник может работать над картиной не один год, даже не один десяток лет, в то время как фотографу на щелчок затвора отводятся доли секунды.

За художником закреплено право по своему усмотрению распоряжаться объектами на плоскости холста, собирая их с натуры или из головы, комбинируя и раскрашивая их, как хочется.

-5

Фотографу, к примеру, снимая пейзаж, сложно передвинуть дом или дерево, остановит солнышко в процессе съемки. На фотоотпечатке не застегнешь пуговицы на пиджаке, не уберешь родинку со лба. Снял – все, время ушло: в памяти пленки, матрицы осталось мгновение вечности. Фотограф может гораздо меньше художника, он ограничен натурой. Фотограф лишь «подсматривает», угадывает моменты, наиболее отвечающие его замыслу, передающие стояние снимаемого.

Художник создает визуальный образ таким, каким он его видит, читает нужным увидеть. По своему усмотрению. Независимо, был ли он свидетелем это или нет, существует это в природе или нет.

Технологически фотография также отличается от живописного полотна. Фотоаппарат механически одинаково обрабатывает всю плоскость кадра, каждый его миллиметр: что крупный план, что общий план, что деталь, что тон.

-6

Художник же обычно выделяет главное в картине более тщательной проработкой деталей, особым цветовым решением. Кроме того, у каждого мастера своя манера письма, свой почерк, свой стиль. Все что создает живописи визуальное силовое поле влияния на зрителя, вызывающее у него сильнейшие эмоции.

Да, пожалуй, главная задача, роднящая живописца, графика, фотографа состоит в том, чтобы сделать объекты изображения носителями такого эмоционального состояния.

-7

Фотография идёт к этому двумя путями: один - создание образным языком светописи иллюзии реального; второй художественное осмысление реальности.

В первом случае фотограф получает изображение при помощи всего того, что ставилось фотографии в заслугу: резкость изображения и полное подобие снимаемому. Фотограф всё своё старание и умение сосредотачивает на том, чтобы действительность на снимке говорила сама за себя и ничто не напоминало о том, что за этим стоит автор.

Во втором случае мастер стремится к тому, чтобы реальные объекты съемки выступали не как реальные или подобные реальным, а как художественно прочитанные, подчеркивающие творческий характер изображения.Это послужило появлению направления изобразительной фотографии - сегодняшней художественной, той, которой должны, по идее, заниматься фотохудожники, то есть фотографы, из-под «пера» которых должны выходить снимки, похожие на картины. То есть фотографы используют объектив фотоаппарата как кисть художника. Но если у художника картина - то, что он чувствует и выражает сам, рукой и глазами, как автор - создатель, то у фотографа - это, то, что получилось благодаря «механическому другу». Похоже внешне, но по сути все равно «механика».

-8

Выходит, по Сеньке и шапка. Это я о раме.

Да и трудновато вызвать эмоции штампованной картинкой из-под увеличителя.

Пробовали, пробуют и будут пробовать совместить "ручное" и техническое в процессе получения фотоотпечатка - начиная от калотипии, бройоля и прочего. Это хорошо, это своеобразный фотохоббизм. Фотография ещё так молода, ещё столько всего неосвоенного, неизведанного, неоткрытого...

Может быть, фотография и станет картиной.

Кто знает...

Поговорим

Продолжение следует...

1. Фотография - это только бумага и краски. Почему мы видим на фотографии мир, который создаем себе сами. (01)

2. Фотография ради искусства, любви или наживы. "Профессиональной" фотографии нет. (02)

3. Мы все фотографы по неволе. Какая фотография считается идеальной? (03)

4. Выбор - самое сложное в фотографии. Ответьте на вопрос, какой фотографией вы хотите заниматься. (04)

5. Освоение фотографического мастерства - не обучение, а познавание творческого процесса, и не его азов, а самой сути. (05)

6. Фотография от латинского "писание светом". От древних химиков до цифровой камеры в мобильнике: что изменилось в фотографии.(06)

7. По любви или за деньги... Фотография сегодня – простое дело: кнопка спуска затвора на фотоаппарате одна... (07)

8. Чтобы заниматься фотографией, ею надо заниматься. Любить ее больше, чем себя. И снимать, снимать, снимать. А еще думать. (08)

9. Фотография в сравнении с другими искусствами, младенец. (09)

10. Какая определить что фотография "хорошая" или "плохая". (10)

11. Три вопроса фотографа. Что я снимаю, зачем я снимаю, как я снимаю. (11)

12. Страшный сон фотолюбителя. Фотография сегодня - умение манипулировать компьютерными программами. (12)

13. Фотография это чудесное, данное вам в руки волшебное зеркало. Оценка фотографии это суждение или набор критериев? (13)

14. Фотография это чистая математика. До нажатия затвора, фотограф просчитывает математическую модель будущего. (14)