Найти тему
Мировая История

Образ викингов в массовой культуре: рогатые шлемы

Этой статьёй я хочу начать целый цикл материалов, посвящённых разбору образа викингов в масс-медиа. Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить!

Начнём разбор, пожалуй, с самого растиражированного элемента образа викингов в массовой культуре — рогатого шлема.

Итак, откуда вообще взялся рогатый шлем, и что могло заставить викинга его надеть?

Для того, чтобы получить хоть какое-то представление об образе мышления другого человека, следует обратить своё внимание на локальную культуру, в которой он живёт. Если рассматриваемую культуру можно охарактеризовать как аутентичную (зародившуюся в рассматриваемом месте, не насаждённую извне), то можно с уверенностью сказать, что она являет собой совокупность жизненного опыта прошлых поколений того общества, которое является носителем этой культуры. Жизненный же опыт — ни что иное, как знание человека о пределе своих возможностей, о том, на что он способен и, чаще всего, на что он не способен, в первую очередь, с точки зрения физических возможностей. Таким образом, аутентичная культура имеет непосредственную связь с физическими особенностями и биологией человека. Культура меняется быстро, гораздо быстрее физических особенностей человека как биологического вида — это позволяет нам узнать больше о культурах прошлого, прислушиваясь к собственному телу.

Представьте, что вы живёте в глухой деревне, расположенной далеко-далеко от крупных городов. Вы кормитесь преимущественно дарами природы в виде скудного урожая с собственного клочка скалистой земли, а также рыбы, выловленной из ближайшего к вам водоёма; возможно, что-то съестное получается найти в ближайшем лесу. Зачем вам это представлять? Ну, дело в том, что именно такую жизнь и вёл среднестатистический викинг большую часть времени. Походы с грабежом и пьянками? Такое тоже бывало, однако долгий поход даже без грабежа и даже в современное время требует немалого времени и ресурсов (деньги на закупку снаряжения, запас еды, воды и прочих расходников) на подготовку, не говоря уже о сезонности. К тому же, поход мог завершиться неудачей или оказаться далеко не таким прибыльным, как планировалось, и тогда счастливчику, сумевшему выжить в таком походе (кажется, вы уже начинаете понимать, откуда в скандинавской культуре возникло представление о смерти в бою как о благе, не так ли?) было очень неплохо иметь свою землю, подготовленную к возделыванию, на которую можно было бы вернуться. В общем, средний викинг был в первую очередь земледельцем, а грабежи и наведение ужаса в соседних селениях и странах — это для него было, скорее, рискованной возможностью немножко улучшить имеющийся образ жизни, но не самим образом жизни.

Итак, вы — простой деревенский парень (про женщин-викингов мы тоже обязательно поговорим, но как-нибудь в другой раз), повторюсь, живёте в глуши. Предположим, у вас закончилась соль, как и всех ваших немногочисленных соседей. Соль — очень нужная в хозяйстве вещь, но в вашу глушь её никто не возит (на то может быть масса причин, не будем сейчас на них отвлекаться). При этом, в вашей деревне давно уже ходит слух, что в нескольких десятках километров от вас есть другая деревня, где соли ну просто куча, у каждого в доме по мешку соли лежит — возможно, её там даже добывают. Во всех остальных аспектах, кроме соли, та деревня тоже наверняка побогаче, ведь там земли более плодородные и купцы туда заезжают. Дойти туда вполне реально, но дадут ли вам местные то, что вам нужно — это зависит от тяжести аргументов, которые вы с собой привезёте, и численности соратников, с которыми вы туда прибудете. С соратниками в принципе проблем нет — соседские парни уже собрались и сами зовут вас в поход. Но что вам с собой из дома взять, с учётом технологического уровня раннего Средневековья? Топор, которым вы обычно колете дрова? Однозначно. Молот? Тяжеловато, но если вы уверены, что не слишком будете уставать, таскаясь с ним, то тоже на что-нибудь сгодится. Нож или пару ножей? Лишними не будут. Огниво? Огонь наверняка понадобится когда-нибудь разжечь. Многослойная плотная одежда? Сгодится для защиты, особенно если стёганая и кожаная. Рогатый шлем? Хм... А зачем он вам вообще может понадобиться?

Хорошо, давайте поставим вопрос немного иначе: какие преимущества у рогатого шлема могут быть перед обычным, без рогов?

Ну, у рогатого шлема можно открутить рог, чтобы пить из него газировку... Викинги ведь пили из рогов, разве нет? А где они носили рога, если не на шлеме? Шах и мат!
Ну, у рогатого шлема можно открутить рог, чтобы пить из него газировку... Викинги ведь пили из рогов, разве нет? А где они носили рога, если не на шлеме? Шах и мат!

Нет, на самом деле, плюсов у рогатого шлема масса, особенно в бою, правда, для вашего противника. Шея — одно из наиболее уязвимых мест человеческого тела, и все более-менее толковые бойцы во все времена старались шею защищать. Рогатый шлем защите шеи мешает, ведь стоит только противнику зацепить рог и резко дёрнуть — всё, перелом обеспечен. Если же сделать шлем менее жёстким, то толку от такого шлема будет немного. Может быть, тогда сделать рога менее жёсткими, например, из папье-маше? Но постойте, давайте вернёмся в шкуру простого парня из глухой деревни, который слаще редьки ничего не кушал: стал бы он заморачиваться со всеми этими украшательствами?

Викинги очень рисковали, идя в поход, и не наделяли свои походы никакими ритуально-религиозными смыслами — всё это формировало максимально утилитарный и прагматичный подход к данным мероприятиям, который поколение за поколением укоренялся в культуре. У викингов не было никакой причины носить рогатые шлемы.

Ко всему сказанному выше следует добавить только то, что археологи так и не обнаружили рогатых шлемов ни в одном из захоронений эпохи викингов.

Откуда же, в таком случае, вообще взялись рогатые шлемы в образе викингов?

На основании найденных рисунков эпохи викингов археологи строят предположения о том, что рогатые шлемы могли использоваться в ритуальных целях. Однако, разумеется, главную роль в насаждении мифа сыграло искусство: по каким-то причинам, исток которых уже и не сыскать, в XIX веке представление о викингах как о больших любителях рогатых шлемов нашло своё пристанище в умах романтических художников, в том числе и из скандинавских стран. Шведский художник Август Мальмстрём, занимаясь иллюстрациями для поэмы «Сага о Фритьофе» шведского же поэта Есайаса Тегнера, по каким-то причинам счёл уместным изобразить викингов именно в рогатых шлемах, и с тех пор данный образ укрепился в массовом представлении окончательно.