Тысячи лабинцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны, делая все возможное для победы над сильным и коварным врагом. В мирное время фронтовики сменили военное ремесло на не менее тяжелый гражданский труд. Сегодня многие ветераны-лабинцы не дожили до предстоящего юбилея – 75-летия Победы. Но память о них бережно хранится в семейных архивах и фотоальбомах. Не забывают о своем отце и деде Дмитрии Трофимовиче Яшник дочь Алла и внук Дмитрий.
В 1936 году Дмитрий Яшник был призван на службу в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. Окончил школу младших авиационных специалистов (ШМАС). Служить гвардии старшине Дмитрию Яшнику довелось механиком в составе легендарного 65-го гвардейского Оршанского орденов Красного Знамени и Суворова III степени истребительного авиационного полка. В этом соединении было немало мастеров воздушного боя. Среди них – Василий Кубарев, Илья Якубов, Гавриил Гуськов, Адиль Кулиев, Андрей Попов... Эти люди были удостоены звания Героя Советского Союза. Но во многом их успех во время воздушных боев зависел от усилий механиков, техников и инженеров, которые трудились, не покладая рук, в любых погодных условиях для того, чтобы обеспечить вылет самолетов на боевое задание. Таких, как Дмитрий Яшник.
Дмитрий Трофимович прошел практически всю войну со своим полком, от момента его формирования в ноябре 1941 года до победного мая 1945-го. Ему пришлось перенести немало суровых испытаний. Конечно, приходилось много работать, ведь после каждого боевого вылета были поврежденные самолеты. Часто старшина Дмитрий Яшник вместе со своими товарищами ремонтировал истребители по ночам. Как бы тяжело не приходилось, но к утру самолеты уже были в строю. Особенно нагрузка возрастала зимой. В условиях сырых и холодных ветров жизненно необходимо было постоянно прогревать моторы, чтобы с рассветом истребители могли подняться в воздух. Суровой выдалась зима 1943 года. Морозы в иные дни достигали 30-40 градусов. Механики и техники справлялись со своими обязанностями, буквально падая с ног. Спали они не более трех-четырех часов в сутки.
Непременным спутником 65-го Оршанского авиаполка были риск и опасность. Так, зимой 1942 года один из аэродромов этого соединения в Крыму, Багерово, стал известен фашистам и часто подвергался бомбовым ударам. В ночное время одиночные вражеские самолеты сбрасывали по одной-двум бомбам через каждые 5-10 минут. Летчики, механики, техники и инженеры буквально зарывались в землю. Самолеты прятали в капонирах – земляных укрытиях для техники. 8 мая 1942 года после массированного авиационного удара немецко-фашистские войска перешли в наступление. Вечером весь личный состав авиационного полка отправился на ужин. Не успели механики и летчики поесть, как по аэродрому была объявлена боевая тревога. Немецкие танки начали массированный обстрел Багерово. Герой Советского Союза, летчик Василий Кубарев в своей книге «Атакуют гвардейцы» так описывает сложившуюся ситуацию: «Поступил приказ: «Летчикам немедленно перелететь в Керчь, техническому составу добираться в пешем строю». Механики спешно стали запускать моторы самолетов. Один за другим прямо из капониров они взлетали, набирали высоту и брали курс на запасной аэродром. В Керчи садились уже в темноте. Но все обошлось благополучно. К утру прибыли автомашины с техническим имуществом, пришли и механики, прошагав пешком за ночь более 60 километров. Мы стали устраиваться на новом месте. Но в середине дня нам приказали перелететь на Таманский полуостров. Оказалось, враг прорвал фронт...»
Долгим и трудным был фронтовой путь Дмитрия Яшника, но он с достоинством прошел его, стал одним из лучших механиков 65-го Оршанского истребительного авиационного полка. Старшина Яшник был переведен в звено управления полка, обслуживать самолет командира части, гвардии подполковника М.Н. Зворыгина. Дмитрию Трофимовичу приходилось рисковать собственной жизнью. Не раз он со своими боевыми товарищами вытаскивал наши подбитые самолеты из болот под непрекращающимся огнем противника. В служебной характеристике на старшего механика, гвардии старшину Яшника написано: «Участник боев Крымского, Калининского Брянского, 1-2-го Прибалтийских, 1-3-го Белорусских фронтов. За это время образцово обслужил 597 успешных вылетов на боевое задание, без единого отказа и возвращения с задания. Работал в трудных фронтовых условиях, восстановил 15 самолетов, подбитых в боях, кроме того, заменил 17 моторов. Все эти работы производились в несколько фаз, быстрее положенных норм, за что имеет много благодарностей от командования...»
Дмитрий Трофимович Яшник награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
После окончания Великой Отечественной войны Д.Т. Яшник приехал в Лабинск, некоторое время служил в одной из войсковых частей. Со временем дали о себе знать последствия тяжелой службы. Дмитрий Трофимович лишился обеих ног. Но даже после этого мужественный ветеран по-прежнему оставался крепок духом. Ведь он принадлежал к поколению фронтовиков. А эти люди, как никто другой, знают цену жизни, умеют любить своих родных и близких, тепло домашнего очага, Родину, которую так яростно защищали. В 1972 году Дмитрий Трофимович Яшник ушел из жизни. Но память о нем и его боевых товарищах будет жить вечно.
Евгений Виноградов, краевед