К разливу топлива в Норильске могло привести таяние вечной мерзлоты.
29 мая на территории ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании (АО НТЭК) произошла авария: из-за разгерметизации резервуара в реки и почву попало больше 20 тысяч тонн дизельного топлива. На месте аварии «превышение ПДК в десятки тысяч раз», а нефтепродуктами заполнены почти все притоки рек, сообщила глава Росприроднадзора Светлана Радионова через пять дней, 3 июня, — на совещании у президента Владимира Путина. Тем же вечером в Красноярском крае ввели режим чрезвычайной ситуации федерального уровня.
Утром 4 июня на место аварии приехал губернатор Красноярского края Александр Усс, глава МЧС России Евгений Зиничев, руководитель Росприроднадзора Светлана Родионова и замгенпрокурора Николай Шишкин. Вместе они должны были понять, как ликвидировать последствия утечки топлива.
Пока с поверхности реки Амбарная спасатели собрали всего 137 тонн дизельного топлива при оцениваемом объеме утечки в 15 тысяч тонн. Кроме того, собрано почти полторы тысячи кубометров загрязненного грунта и откачана еще 201 тонна дизельного топлива, сообщает пресс-служба. На реке Амбарной выставлено семь линий боновых заграждений.
Госкорпорация «Роскосмос» опубликовала в Twitter фотографии места разлива дизельного топлива на ТЭЦ-3 в Норильске, которые были сделаны со спутника. На снимках видны следы от загрязнения, а также боновые заграждения на реке.
Заместитель заведующего кафедрой криолитологии и гляциологии географического факультета МГУ Валерий Гребенец, работавший в НИИ в Норильске в годы строительства ТЭЦ, выразил мнение, что на разлив топлива в Красноярском крае могло повлиять таяние вечной мерзлоты под опорами топливного резервуара.
«Если бы основание стояло на сваях-стойках, это все было бы неважно, емкость бы в итоге уперлась в скалу, а мерзлота протаяла. Но похоже, что эти сваи-стойки не были добурены до скалы еще при строительстве и оставались, по сути, вмороженными в грунт. Возможно, при анализе причин аварии, если будут копать глубоко, установят, что, например, при строительстве бетонных оснований для емкостей на самом деле не дошли до самой скалы. Там же не видно, 6-8 метров в глубину, трудно различить, куда упираешься, могли попасть на какой-то обломок, приняв его за прочное скальное основание», – передает ТАСС.
Он подчеркнул, что в целом под объектами ТЭЦ и соседнего Надеждинского металлургического завода сравнительно неглубоко залегает скальная порода, на которую и опирались строители при возведении производственных объектов. Ее наличие стало одним из аргументов в пользу организации производства именно в этом месте. Однако даже если цистерна, из которой разлилось топливо, не стояла на прочной скале, таяние мерзлоты под ней более чем 30 лет сдерживало само хранящееся в резервуаре в колоссальных объемах топливо.
«Солярка», как известно, не замерзает, но постепенно принимает температуру окружающей среды. Это значит, что емкость на 20 тыс. тонн в течение зимы холодеет и, что самое интересное, в теплое время года, с наступлением весны и до прихода осени, становится своего рода холодным большим прессом. В течение короткого норильского лета, пока нагревается, отдает свой холод грунтам. За счет этого, вероятно, и мерзлота под этим свайным основанием сохранялась так долго», – пояснил он.
Гребенец отметил, что в этом же году аномально теплая зима не дала горючему достаточно охладиться, а рано начавшаяся и теплая весна быстро нагрела его, из-за чего грунт начал таять. По его словам, вероятнее всего, таяние под опорами было неравномерным, что вызвало проседание части из них и повреждение цистерны.
В среду президент Владимир Путин объявил режим чрезвычайной ситуации федерального уровня в Норильске из-за масштабного разлива нефтепродуктов. Площадь загрязнения составила 180 тыс. кв. метров. Возбуждено уголовное дело. Арестован начальник цеха ТЭЦ-3.
Глава МЧС Евгений Зиничев заявил, что решение по способам ликвидации утечки найдено, однако не уточнил подробности.
О сжигании собранного топлива пока речи нет: планируется, что оно будет вывезено: если позволят условия хранения - после заморозков, если нет - по временным дорогам. Берега будут обрабатывать сорбентом.
«Больше половины загрязнений в воде пока никому собрать не удавалось, — говорит Книжников из WWF. — Остальное останется в воде, испарится, останутся берега в мазуте, с них уже можно будет спокойно удалять остатки солярки».
По его мнению, ущерб водно-биологическим ресурсам в любом случае будет серьезным. «В отличие от сырой нефти, у топлива есть нехорошие канцерогенные компоненты — например, бензол — которые губительны для живых организмов, они получат большую дозу яда. Предстоит понять, какая масса топлива растворится, и исходя из нее считать ущерб. Штрафы должны основываться в том числе на этом».
Замминистра природных ресурсов и экологии Елена Панова заявила, что на восстановление окружающей среды в районе Норильска уйдет не меньше 10 лет: «Собирать некуда, дорог нет, резервуаров нет. Сжигать нельзя».
Ущерб составляет от семи до 100 миллиардов рублей, возбуждено четыре уголовных дела.
По поручению Путина ситуация теперь находится «под особым контролем» Генпрокуратуры.