Речевые навыки у ребенка начинают формироваться к 3-4 месяцам жизни, начинает это проявляться звуками, младенец гулит, к 10 месяцем малыш уже может произносить звуки, "ма", "па". К году малыш старается внимательно слушать маму и папу, копирует их произношение и очень важно с ним разговаривать "по взрослому" правильно произносить слова, чтобы малышу легче было запоминать и впитывать речь.
К полутора годам ребенок уже может произносить такие слова, как мама и папа, дай, на, ням-ням, ав-ав, а к 2 и к 2,5 годам малыш может уже составлять предложения "мама дай лялю", "там бибика" и т.д.
Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года.
Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.
Девочки начинают говорить раньше чем мальчики, по медицинской статистике на одну не говорящую девочку приходится четыре мальчика молчуна.
С чего можно попробовать стимулировать развитие речи малыша, не прибегаю к помощи специалистов.
Самое первое и простое занятие это - надо много с малышом говорить, пусть он даже многое не понимает из речи пока, рассказывать ему сказки, короткие стишки, при этом четко произносить слова, чтобы ребенок их запоминал. При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами (даете яблоко говорите малышу "возьми яблоко","идем гулять","смотри какая птица летит" и т.д) малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.
Если причина задержки речевого развития — заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга, то нужно начать конечно с лечения.
Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.
Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.
Пять Великих людей, которые поздно начали говорить!
1. Альберт Эйнштейн. Создатель теории относительности, нобелевский лауреат.
Не говорил до 3 лет, до 7 страдал косноязычием. Врачи подозревали врождённую умственную неполноценность.
2. Исаак Ньютон. Один из создателей классической физики.
Родился недоношенным, поздно пошёл, ещё позже заговорил.
3. Александр сергеевич Пушкин
Заговорил к 4-5 годам отдельными словами.
4. Константин Циолковский. Основоположник теоретической космонавтики.
Отчислен из гимназии как умственно отсталый, не способный справиться даже с элементарными задачами.
5. Владимир Маяковский. Один из крупнейших поэтов XX в.
Страдал дислексией - читать умел, но осилить грамотное письмо так и не смог. Знаки препинания за него в стихах проставлял Осип Брик.