Следует подробно разъяснить, в каких случаях можно использовать выражение “если бы”.
Во-первых, если оно используется просто для сообщения о чем-либо, то нет в этом проблем. Как, например, человек говорит кому-то: “Если бы ты навестил меня, то я бы потчевал тебя”, или же: “Если бы я знал, что ты приехал, то навестил бы тебя”.
Во-вторых, когда под выражением “если бы” подразумевается желание. В таком случае говорящий получит в зависимости от того, что он желает. Если он желал благое, то получит награду за свое намерение; если же он желал зла, то получит в соответствии со своим намерением. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) сказал о человеке, который обладал достатком в имуществе и расходовал его на пути Аллаха на все благое, а также о другом человеке, который не обладал достатком, однако сказал: “О если бы у меня было имущество подобно тому, которое есть у такого-то, то я поступал бы с ним так же, как поступает он”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Они заслужили одинаковую награду”. Что же касается второго человека, который обладает достатком в имуществе, однако расходует его, не стремясь к благу, и другой человек говорит:
“О если бы у меня было имущество, подобное имуществу такого-то, то я поступал бы с ним так же, как поступает он”. Посланник (мир ему и благословение) сказал о них: “Они заслужили одинаковый грех” (Тирмизи, Ибн Маджах, Ахмад; шейх Альбани классифицировал хадис как “достоверный” (сахих)).
Таким образом, если эти слова употребляются для выражения желания, то в соответствии с тем, что желает раб, ему запишется либо награда, если он желал благого, либо грех, если желал дурного.
В-третьих, если посредством этих слов выражается скорбь о том, что произошло в прошлом, то запрещено использовать это выражение, т.к. оно не принесет никакой пользы, кроме печали и сожаления. По поводу этого посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Сильный верующий лучше и более любим Аллахом, нежели слабый, и в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что принесет тебе пользу, проси о помощи Аллаха и не проявляй немощности. Если же тебя постигнет что-либо, то не говори: “Если бы я сделал так-то, то было бы так”, ибо это “если бы” позволяет сатане действовать” (Муслим).
Действительно, в таком случае нет пользы от этих слов, т.к. человек поступил в соответствии с тем, что ему велено, стремясь к благому. Однако, бывает так, что по предопределению судьба складывается не так, как желали, и использование в этот момент слов “если бы” лишь открывает дверь к сожалению и печали. По этой причине посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил говорить эти слова, т.к. Ислам не желает, чтобы люди скорбели и печалились. Напротив, Ислам желает, чтобы сердца людей были счастливыми, чтобы они были радостными, а лица их веселыми. Аллах указал верующим на этот момент, сказав: “Тайная беседа — от сатаны, стремящегося опечалить тех, которые уверовали. Но это нисколько не повредит им, если на то не будет соизволения Аллаха” (Св. Коран, сура 58:10).
То же самое касается плохих сновидений, которые спящий видит во сне. Посланник Аллаха (мир ему благословение) велел людям, чтобы они поплевывали трижды налево в случае плохого сновидения и прибегали к Аллаху от зла этого сна и зла проклятого сатаны, а затем поворачивались на другой бок. Если человек не расскажет этот сон, стараясь забыть его, и не будет вспоминать о нем, то, как сказал Пророк (мир ему благословение): “Тогда он (сон) не навредит ему” (Бухари, Муслим).
Основа в том, что шариат желает для человека радости и счастья, чтобы он принимал шариатские приказы, когда они доходят до него. Потому что, если человек будет в состоянии скорби, беспокойства, печали, то нет сомнения в том, что он не сможет выдержать то, что возложил на него шариат. По этой причине Всевышний Аллах всегда говорил Посланнику: “Не скорби по ним и не печалься от того, что они ухищряются” (Св. Коран, сура 16:127); “Ты можешь погубить себя от скорби от того, что они не становятся верующими” (Св. Коран, сура 26:3).
Поэтому ты можешь увидеть некоторых ревностных в религии людей, которые выходят из себя, когда видят, что люди делают что-либо, что им не нравится, даже если это касается их личного поклонения. Однако, на самом деле должно быть по-другому. Они должны принимать происходящее с благоразумием, твердостью, активностью и совершать предписанный им Аллахом призыв с мудростью. Тогда им не навредит тот, кто противоречит им”.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин (да помилует его Аллах)
Источник: “Фатава аль-Акыдати”, фетва 302
Перевод: SunnaPortal.com
Дополнение
Выражение “если бы” не запрещено в любом случае. И можно встретить братьев, которые порицают эти слова в любом случае, а это ошибка.
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Дела целиком принадлежат Аллаху”. Они скрывают в своих душах то, чего не открывают тебе, говоря: “Если бы у нас было какое-либо участие в этом деле, то мы не были бы убиты здесь”» (Али ‘Имран 3: 154).
Всевышний Аллах также сказал: «Они являются теми, которые сказали своим братьям в то время, как сами отсиживались дома: “Если бы они послушались нас, то не были бы убиты”» (Али ‘Имран 3: 168).
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сильный верующий лучше перед Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, хотя в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что принесет тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки. А если постигнет тебя что-либо, не говори: “Если бы я сделал то-то и то-то!”, но говори: “Это предопределено Аллахом и Он сделал, что пожелал”, ибо эти “если” открывают шайтану путь к его делам». Муслим 2664.
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са‘ди сказал: “Знай, что использование выражения «если» может иметь две разновидности: запретное и дозволенное. Что касается запретного смысла, то оно употребляется тогда, когда происходит какая-нибудь неприятность и человек говорит: «Если бы я поступил так-то, то так случилось бы иначе». Это и есть козни шайтана, поскольку в этом две ошибки:
Во-первых, подобное открывает двери сожаления, гнева и печали, что недопустимо, и в этом нет никакой пользы.
Во-вторых, в этом проявление недовольства по отношению к Аллаху и Его предопределению, ибо абсолютно все события, как крупные, так и незначительные происходят по предопределению Аллаха. То, что случилось, должно было обязательно случиться. В словах же «если бы было так» или «если бы я поступил так» несогласие с этим предопределением и проявление слабости имана в предопределение Аллаха. Нет никакого сомнения в том, что эти два случая не позволяют рабу Аллаха обрести истинный иман и совершенный таухид, пока он не откажется от этого!
(Продолжение читайте на нашем сайте по ссылке : https://takwaa.com/mozhno-li-govorit-esli-by/ )