Начну с цитаты одного из каналов на Дзене: "Как-то на одном из концертов моей группы, с нами в качестве техников и звукорежиссера работали ребята, которые занимались техническим оснащением и сопровождением фестиваля Славянский Базар. И многие рок-музыканты пели под большое количество плейбеков. Например, группа Мумий Тролль. По словам звукорежиссера, в плейбеке было прописано почти всё. В некоторых песнях даже основной голос Ильи Лагутенко был не в живую".
"Р" - разоблачение !
Автор статьи, может, и не виноват, что написал глупость (ему ведь рассказали очевидцы), но факт остаётся фактом - статья опубликована, и она так себе. Знаете, есть такая старая присказка у музыкантов: если зритель думает, что ты играешь под фонограмму, то значит ты правда отлично играешь. Мумий Тролль всегда даёт живые концерты.
Не буду лезть в технические дебри и занудные формулировки, и объясню на своих пальцах музыканта, что такое "плэйбэк" и когда мы его используем.
Основная идея плэйбэка - это проигрывание во время выступления ранее записанных (как правило на студии) некоторых партий инструментов с компьютера, либо с другого подходящего носителя. Мумий Тролль, справедливости ради, подобные схемы использует в минимальном количестве, лишь воспроизводя фрагментарные партии в нескольких песнях за концерт. Смысл в чём. В студии мы сыграли нужную партию на самом винтажном в мире синтезаторе, которых осталось всего 10 штук. На концерт его везти невозможно, так как синтезатор хрупкий и часто ломается. В одной из песен из плэйлиста есть аж 30 секунд партии этой винтажной машины. Что делать? Да, если эту партию можно упразднить или чем-то заменить - мы так и делаем, но а если очень хочется слышать именно этот инструмент из студии? Вот здесь и появляется вариант с плэйбэком. У нашего диск-жокея Александра стоит на сцене компьютер, из которого всем музыкантам раздаётся общий клик (метроном), чтобы мы синхронно вступали в песню и в ней держались вместе до конца, а также с этого самого компьютера нам в наушники (персональный ушной мониторинг) приходит нужный плэйбэк, его же зрители помимо прочих инструментов слышат из колонок в зале.
Например, в песне Медведица после второго припева есть электронная вставка, основанная на дабстепе (Олег и Паша активно дополняют её ритм-секцией). В песне С чистого листа играет цикличный луп драм-машинки (на вступлении его отчетливо слышно). Или в начале песни Летающая тарелка достаточно долго играет клавишный арпеджиатор. Вот это и есть, условно говоря, наши прописанные заранее партии из компьютера. Думаю, ещё две-три песни за концерт играются по аналогичной схеме, но всё остально всегда живое: барабаны, гитары, бас, клавиши и особенно голос. Что касается Ильи, то он никогда не пользуется прописанными дорожками своего вокала, даже больше скажу, он категорически против подобных хитростей. Поэтому большую часть концерта мы играем в лучших традициях рок музыки: Metallica, Slipknot, Pantera, Black Sabbath.... ну вы поняли.
Я допускаю, что иногда слушателя может смутить отсутствие на сцене клавишника в классическом его представлении. И Саша DZA Холенко вводит всех в заблуждение своим ди-джейским образом, но там тоже нет никакого подвоха. Он как правило раскладывает партии синтезаторов на свои сэмплеры, и живьем всё играет, просто инструменты его выглядят менее привычно.
На самом деле, сейчас мало кто играет под фонограмму по образцу телевизионных трансляций Песни года, мне кажется это уже даже как-то неприлично, от слова совсем. А что касается плэйбэков, то это всего лишь дополнение к концертным аранжировкам, и каждый артист сам решает, в каком количестве инструментов ему нужна эта помощь при живых выступлениях.
Конечно, можно пригласить дополнительных музыкантов, но а если группа состоит из определенного количества человек и им комфортно работать именно так? Исключения, безусловно, бывают: последние пару лет Мумий Тролль постоянно приглашает в свою концертную программу "Вечерний чай" талантливого музыканта и друга группы Яниса Шипкевича из латвийского коллектива Instrumenti, который дополняет песни живым роялем, несколькими синтезаторами и бэк-вокалом. Да и, к слову, все участники МТ в этой программе играют на всём чём только можно, так как такая концепция и такие аранжировки.
Я не защищаю и не ругаю использование плэйбэков, я сторонник того, что это всего лишь современная, обычная практика для всей мировой поп-рок сцены и игнорировать её ненужно. Главное - купить лэптоп и звуковую карту понадежнее.
Ну и напоследок скажу, что выступление на том самом Славянском базаре, упомянутом в начале статьи, прошло отлично. Большой, шумный концерт под открытым небом с классным зрителем.