Найти тему
ФЛЕЙТАнутая

Как стоит флейтист? Простая инструкция для новичков

На звучание флейты влияет множество факторов, в том числе и неочевидные на первый взгляд: например, правильное положение тела при игре. Давайте разберемся, как нужно держать голову, как поставить ноги, куда должны быть повернуты плечи при обучении игре на инструменте.

Сначала, определим некоторую точку отсчета, от которой будем описывать положение тела: представим, что вы находитесь на квадратной сцене и перед вами восхищенные зрители. Причем, вы стоите точно в центре этой самой сцены. Введение такой точки отсчета или, если угодно, системы координат, обусловлено тем, что для гуманитариев, а тем более маленьких музыкантов, не всегда понятно, что такое угол в 45 градусов или значение слова «параллельно».

Итак, представили себя на сцене и давайте примем правильное положение в пространстве для игры на флейте.

Ноги

Левая нога – основная, на неё приходится большая часть веса тела. Стопа должна быть направлена вперед, на зрителей. Опора на левую ногу усиливает ощущение давления флейты на губу, дополнительно фиксируя инструмент и помогая фокусировать звук.

Правая нога смотрит чуть правее правого переднего угла нашей квадратной сцены. Если представить циферблат механических часов, то левая нога смотрит на двенадцать, а правая, примерно, на два часа. Ноги ставим устойчиво на ширине плеч.

Корпус

Корпус тела, то есть ваши плечи, бедра повернуты к краю сцены левой стороной под углом близким к 45 градусам. Ваше левое плечо должно смотреть в левый от вас угол нашей удивительной квадратной сцены - тот, который ближе к зрителям, а правое плечо направлено в правый от вас и дальний от зрителей угол.

-2

Плечи расслаблены, и при дыхании не поднимаются.

Правильное положение тела помогает музыканту бесшумно и быстро взять дыхание, влияет на устойчивость положения флейты в руках (3 точки опоры), а также на степень фиксации флейты на губе и в целом на возможность её фиксации. Если не выполнить разворот корпуса на 45 градусов, флейтист автоматически окажется в положении «скручивания», что значительно ограничит возможности мышц, задействованных во вдохе. При таком неустойчивом положении корпуса сложнее найти «точку опоры» головки флейты на нижнюю челюсть, вокруг которой фокусируются губы, давая исполнителю легкость звукоизвлечения и контроля.

Голова

Голова повернута влево относительно линии плеч и точно лицом к зрителям - было бы не очень прилично смотреть куда-то в другую сторону во время исполнения произведения. Голову следует держать ровно, не наклоняясь вперед.

Руки

Локоть левой руки смотрит на ботинки ваших зрителей, то есть плечо (часть руки между надплечьем и предплечьем) опущено вниз, локоть перемещен на линию, примерно, между вашим подбородком и зрителями, и свободно отстоит от груди. Пожалуйста, не задирайте локоть! Неестественное положение руки повлияет на первую точку опоры (указательный палец левой руки), а также может вызвать боли перенапряжения в запястье и надплечье.

Локоть правой руки должен находиться на уровне нижних ребер, то есть, примерно, по центру корпуса. Косвенным признаком того, что локоть расположен не оптимально, может служить положение игровых пальцев правой руки в виде «паучьих лапок».

Положение флейты

Флейта держится вдоль (параллельно) краю сцены, под углом в 45 градусов к линии плеч. Обратите внимание, это важно: Флейта не параллельна плечам.

При обучении, также необходимо следить за тем, что флейта должна быть не только параллельна линии края сцены, но и почти параллельна полу сцены, то есть оба конца инструмента должны быть на одинаковом расстоянии от пола. Допускается минимальный наклон правой части инструмента.

Заключение

Во время ваших индивидуальных занятий старайтесь отслеживать положение частей тела и ваши ощущения. И не переживайте, если сразу все не получится – правильное положение тела достигается тренировками.

Сделайте своей привычкой занятия перед зеркалом, обращайте внимание на положение рук и корпуса, подмечайте их движения. При исполнении произведений постарайтесь минимизировать какое-либо движение вашего тела. Я убеждена, что излишними движениями мы подсознательно стараемся компенсировать невозможность выразить наши эмоции нюансами звучания. И причиной этому часто являются имеющиеся технические проблемы.

Очень информативно посмотреть на себя со стороны на видео - попросите кого-нибудь походить вокруг вас с камерой или телефоном во время занятия!

Будьте готовы к тому, что сразу вы не сможете контролировать все нюансы положения тела, но вы должны понимать, ЧТО можно усовершенствовать, и подмечать для себя те неточности, которые вы допускаете. Ведь осознать ошибку - это уже большой шаг на пути к её устранению.

Такая работа и внимание к «мелочам» обязательно приведут к заметному улучшению не только звучания инструмента, но и усилению художественной выразительности.

Постепенно, с практикой, вам уже не потребуется контролировать своё тело, оно само будет знать, как себя вести.

И подытожим: встали, ноги на ширине плеч, тело вполоборота к зрителям, голова гордо смотрит на толпу поклонников, и… да будет музыка!!!

Читайте так же статьи:

· про удержание флейты.

· про исполнительское дыхание.

Если у вас есть уточнения или дополнения - добро пожаловать в комментарии.

Подписывайтесь на канал и группу Вконтакте.