Так писал он из окопа в 41-м, не сомневаясь в победе.
31 августа 1941 г.
Дорогая моя, хорошая! Ты напрасно волнуешься, когда нет моих писем. Не всегда они точно идут, не всегда я могу писать. Если со мной что случится, тебя тут же известит полк. А молчание не есть признак несчастья…
Это письмо из-под Смоленска саратовца Анатолия Дзяковича. Фронтовую переписку, хранившуюся в семейном архиве, мы продолжаем публиковать в год 75-летия Победы. Как отмечают военные историки, гитлеровцы собирались развернуть нападение сразу на трех направлениях: «Север», «Центр» и «Юг». Каждый день войска вермахта хотели преодолевать по 30-40 км территории СССР.
Однако, задержка гитлеровских войск под Смоленском сорвала планы Германии на молниеносную войну. Наш герой сполна испытал всю тяжесть волчьего броска "Барбаросса".
Простые письма с фронта - как много они помогают нам сегодняшним узнать мелочей и важных деталей о тех грозовых буднях.
…Вчера пришла твоя открытка и письмо. Очень рад. Прочесть смог только сегодня. Вчерашний день провел в секрете, охраняя полк от внезапного химнападения. (Анатолий Дзякович по специальности – химик, выпускник Саратовского университета – прим. ред.)
Живу, милая, по-старому. Занят по горло, т.к. у меня реорганизация всего моего подразделения.
Мы вчера начали наступление. Пока продвинулись немного, но бои идут крепкие. Грохаем день и ночь. Я так устаю, что даже артиллерийской стрельбы не слышу, когда сплю.
Начальник мой стал раздражительным, тоже, видно, устал. Ведь мы всё время в боях.
Теперь о секрете. Это довольно интересно. Я с одним моим млад. командиром залёг на передовой и наметил наш путь. Это было вечером до начала боя. Ночью ползком двинулись вдвоём на намеченную точку. Я ночью ничего не вижу, поэтому на каблук своего партнёра прилепил белую бумажку. Когда ползли, этот каблук был перед моим носом. А ползти бесшумно мы оба умеем. Это мой старый боец, с которым мы воевали еще на Днепре. Боже мой, как это было давно! Ползли 350 метров. Затратили 2,5 часа. До немца оставалось 150м. В небольшом кустике врылись с головой в землю. На поверхности кончик перископа и через него наблюдаем.
Днём 30-го наши начали нажимать. Артиллерия долбила по немцам точно. Если бы были недолёты, то нам «капут», как говорят немцы. Но недолётов не было. Над нашими головами только осколки снарядов и земля летела. Пока до нас дошли наши части, было не особенно приятно. От полета пуль просто визг стоял. Но когда ты хорошо «врыт» - это только звуки, а не опасность. Нервы у нас у обоих крепкие, так что мы даже вздремнули по очереди. Только ноги затекли ужасно. Ведь мы часов 10 не меняли своего положения. С куревом тоже было плохо – нельзя.
Когда наши подошли, мы вылезли. Посмотрели один на другого и крепко удивились: земля даже в уголках глаз.
Вот и всё, моя любимая. Очевидно, наши еще продвинулись, т.к. артиллерия перешла вперед. Эх, скорей бы закончить наш путь СССР – Германия – Берлин, а затем с победой в Саратов!
Ваш папка.
Социально-исторический канал ОТ ВЕКА К ВЕКУ продолжает интернет-публикацию фронтовых писем саратовца Анатолия Дзяковича по документальной книге Виктора ЗЛОБИНА "ДОРОГАЯ МОЯ, ЛЮБИМАЯ!". Начало здесь:
https://zen.yandex.ru/media/id/5d20611ae3a2d600aec71e2f/dorogaia-moia-liubimaia-5eb3b36513284a1c2411b451
ПОДПИШИТЕСЬ! БУДЕМ ВМЕСТЕ!)