Валерий Гаврилин
Хоровая симфония-действо "Перезвоны"произвела фурор в 1984 году, когда впервые прозвучала для публики и была признана вершиной творческого гения Валерия Гаврилина. Произведение из двадцати связанных между собой номеров создавалось под впечатлением от литературного творчества Василия Шукшина, которого Гаврилин считал гением своего времени. Партитура была подарена дирижёру Владимиру Минину, который просил Гаврилина написать что-нибудь для его хора с 1966 года.
Глобально "Перезвоны" о том, кто такой русский человек, где он начинается, о его прошлом и настоящем. Симфония-действо охватывает собой многодесятилетний промежуток времени, "Перезвоны" будто уходят корнями в русскую землю, чтобы открыть всем тайну русской души.
№ 1. Весело на душе
Один из самых напряжённых номеров в "Перезвонах". Несмотря на радостный, беззаботный текст первой части, ощущается сильнейшее эмоциональное напряжение. Этот номер про страну, где человек никто и ничто, про страну, где попрали святыни, где важнейшие фигуры прошлого оплевали и втоптали в грязь.
Здесь хор поёт без инструментального сопровождения, но используется ритмическое обрамление ударных.
№ 4. Ерунда
Всё многообразие радостей жизни, всё веселье, задор - вот что впитала в себя "Ерунда". Звукоподражание широко используется во всё время звучания, показывая безграничные возможности человеческого голоса. А на фоне различных звуков поётся "ерундовый" текст, в результате чего произведение невозможно слушать без улыбки.
№ 10. Вечерняя музыка
Это своеобразный лирический центр "Перезвонов". Тончайший флёр музыкальной ткани передаёт глубочайшую любовь к Родине. Прислушавшись, вы узнаете звон колоколов, пение птиц, увидите утренний туман и прорывающиеся сквозь него лучи солнца. Обилие образов создаёт единую многослойную картину, которой хочется любоваться.
№ 15. Страшенная баба
Можно сказать, что этот номер - русский "Полёт валькирий". Образы злых сил, однако, поданы в сказочном контексте, с изрядной долей юмора. Сюжет в сопряжении с музыкой составляет целый аудио спектакль.
"... летит ворона, кричит «кар-кар»
За ней летит корова «мууу» и та нездорова.
За ней летит кобыла «ИИИ» и та Бога забыла"
Снова мы слышим звукоподражательные элементы, звуки птиц и деревни. Особенно интересно хор поёт "заклинания", достигая невероятного слияния голосов.
№ 17. Молитва
Речетативный номер огромной силы воздействия. Валерий Гаврилин использует здесь текст "Поучения Владимира Мономаха", создавая таким образом глубочайшей духовности хоровую проповедь. Для СССР это было более чем ново, ведь на сцене долгое время запрещалось исполнение духовной музыки. Хор здесь поёт без слов на фоне колокольного звона. Ощущение от музыки ошеломительное, слушатель будто переноситься в монастырь, в стены древнего храма. Что это, как не композиторский гений?
№ 20. Дорога
Перед нами изображение трудного человеческого пути. Куда мчится дребезжащая колокольчиком кибитка времени? Или и не кибитка это вовсе, а поезд, проносящийся с грохотом и свистом? Гаврилин рисует страшную картинку неостановимых событий, за которыми мы сильны лишь наблюдать. Одно сменяется другим, а человек всё несётся куда-то, а куда и сам не ведает.
Хочется закончить словами Владимира Минина, дирижёра, которому Валерий Гаврилин посвятил "Перезвоны":
"Нет, конечно, стоило ждать пятнадцать лет, чтобы получить такой роскошный подарок!».