Найти тему
Коуч по Дойч

Немецкий язык просто. Порядок слов в сложных предложениях. Объяснение и упражнения.

Оглавление

Изучающие немецкий неизбежно сталкиваются со сложностями при составлении предложений. Все эти рамочные конструкции, инверсии, сложноподчиненные предложения...

Эта статья третья из моей серии про порядок слов. (Ссылку на первые две ищите в конце этой публикации).

Изучив мои статьи на эту тему (и выполнив закрепляющие упражнения, которые предлагаются в каждой статье), вы будете без труда разбираться с любыми немецкими предложениями!

В этой статье поговорим о том, как правильно построить сложноподчиненное немецкое предложение. Другие сложные, а также простые, разбирались нами ранее.

Чтобы вам было веселее заниматься немецкой грамматикой.
Чтобы вам было веселее заниматься немецкой грамматикой.

Основное правило для всех типов предложений

В немецком языке в утвердительных предложениях глагол может быть только на ВТОРОМ и/или ПОСЛЕДНЕМ смысловом месте.

Вот только сейчас настало время объяснить, почему здесь написано на втором И/ИЛИ последнем месте.

До этого момента основным местом для нас было второе смысловое. Там обязательно находился какой-либо глагол, а вот на последнем как раз не всегда, потому что не во всех предложениях были отделяемые приставки глаголов, причастия и инфинитивы. Вот, например, сложное предложение, где в обеих частях последнее место свободно, т.к. туда ставить нечего:

Ich spiele Tennis sehr gut, deshalb besuche ich keinen Tenniskurs. - Я хорошо играю теннис, поэтому не посещаю никаких занятий по теннису.

Однако в сложноподчиненных предложениях будет несколько сложнее.

Что такое сложноподчиненное предложение?

Это такое сложное предложение (т.е. с несколькими грамматическими основами), где одна часть главная, а вторая, придаточная, зависит от главной. Для тех, у кого с этим сложности, можно сказать так: в сложноподчиненных предложениях мысленно можно выбросить зависимую часть предложения и основной смысл сохранится. Посмотрите:

Wenn ich nach Hause komme, rufe ich dich an. - Когда я приду домой, я тебе позвоню.

Можно выкинуть первую часть, и смысл сохранится: я тебе позвоню. А вот если выкинуть вторую, то останется "когда я приду домой". Мысль-то не закончена! Значит, первая часть этого предложения зависимая, а вторая главная.

Сравните с бессоюзными и сложносочиненными предложениями. Каждая из их частей будет иметь смысл, если мысленно опустить вторую:
Jan und Julia gehen nach Hause, aber Jan ruft Julia nicht an. - Ян и Юлия идут домой, но Ян не звонит Юлии.
Можно сказать отдельно: Ян и Юлия идут домой. Ян не звонит Юлии.
Помните, что для правил порядка слов только слова und, sondern, oder, denn, aber могут быть мысленно полностью опущены! Остальные слова, когда вы пытаетесь опустить часть сложного предложения, чтобы проверить, есть ли в нем зависимая часть, опускать нельзя!
Шпаргалка с основными союзами сложноподчиненных предложений. Я не ставила себе цель собрать здесь все возможные союзы, но попыталась вместить в нее самые распространенные. Сохраняйте себе, наверняка пригодится.
Шпаргалка с основными союзами сложноподчиненных предложений. Я не ставила себе цель собрать здесь все возможные союзы, но попыталась вместить в нее самые распространенные. Сохраняйте себе, наверняка пригодится.

Потренируйтесь определять, где главная, а где придаточная часть сложноподчиненного предложения:

Ich glaube, dass der Unterricht gleich beginnt.
Ich beginne Klavier zu spielen, wenn meine Mutter nach Hause kommt.
Jetzt sieht sie fern, während er ein Buch liest.
Jedes Mal, wenn sie kommt, freue ich mich.
Wenn das Wetter schön ist, geht man am liebsten spazieren.

Думаю, проблем у вас не возникло.

Главное предложение

Теперь посмотрим внимательнее на главную часть таких предложений, т.е. ту, что имеет собственный смысл и без зависящей от нее.

•Ich rufe dich heute an, wenn ich nach Hause komme.

•Heute rufe ich dich an, wenn ich nach Hause komme.

•Wenn ich nach Hause komme, rufe ich dich an.

Посмотрите на расположение глаголов в главном предложении: оно подчиняется той же логике, что и в простых утвердительных, о которых мы уже все знаем.

В первом случае предложение начинается с подлежащего "я", значит, далее идет глагол, а отделяемая часть идет в самый конец этого предложения.

Во втором случае предложение начинается с heute - когда?, а на втором смысловом месте, как мы знаем, обязательно должен быть глагол. Значит вот его и ставим.

В третьем случае предложение начинается с придаточной части. Вся вместе придаточная часть обозначает на вопрос "когда". Да и даже если в это не вдаваться, на первом смысловом месте для главного предложения уже что-то стоит, а значит, дальше должен обязательно сначала идти глагол!

В предложениях, что мы уже рассматривали в предыдущем упражнении, объясните для себя порядок слов в главном предложении:

Ich glaube, dass der Unterricht gleich beginnt.
Ich
beginne Klavier zu spielen, wenn meine Mutter nach Hause kommt.
Jetzt
sieht sie fern, während er ein Buch liest.
Jedes Mal, wenn sie kommt,
freue ich mich.
Wenn das Wetter schön ist,
geht man am liebsten spazieren.

Теперь усложненное упражнение: расставьте слова главного предложения в правильном порядке (придаточные части уже стоят на правильных местах и в них порядок слов уже верный):

habe – Ahnung – Ich – keine, ob das noch klappt.
•Nachdem er gefrühstückt hat, arbeiten – er – wollte.
•Wenn ich morgen zu ihr komme, sie – freut – sich.
•Als die Nacht begann, wurde – unruhig – ich.
•Als er ein Jahr alt war, gelernt – hat – laufen – er. (! - в таких предложениях, если встречается и инфинитив, и причастие, на последнем месте должно стоять причастие)
•Wenn der Wecker um 7 Uhr klingelt, steht – auf – Renata - //– und - bleibt - liegen – Anton.
Шпаргалка на порядок слов в сложноподчиненных предложениях в зависимости от того, где стоит придаточная часть.
Шпаргалка на порядок слов в сложноподчиненных предложениях в зависимости от того, где стоит придаточная часть.

Примеры предложений по типам для шпаргалки выше:

1. Heute fahren wir zu Oma, weil sie heute Geburtstag hat.
Man spricht Englisch, wenn man durch die Welt zieht.

2. Wenn wir nach Hause gekommen sind, konnten wir unsere Eltern nicht finden.

3. In Deutschland, wo mehr als 80 Millionen Menschen wohnen, gibt es viele Dialekte.

Ответы:
•Ich habe keine Ahnung,...
•..., wollte er arbeiten.
•..., freut sie sich.
•..., wurde ich unruhig.
•..., hat er laufen gelernt.
•..., steht Rehata auf unf Anton bleibt liegen.

Придаточное предложение

Для того чтобы понять принцип расстановки слов в придаточном предложении надо понять следующее: тот спрягаемый глагол, который мы раньше ставили всегда на второе смысловое место, в придаточном предложении отправляется в самый-самый конец, т.е. даже после отделяемых приставок, причастий и инфинитивов. Посмотрите:

Ich glaube, dass der Unterricht gleich beginnt. - Была бы придаточная часть простым предложением, было бы: Der Unterricht beginnt gleich.

Ich glaube, dass der Unterricht gleich anfängt. - Была бы придаточная часть простым предложением, было бы: Der Unterricht fängt gleich an.

Ich glaube, dass der Unterricht gleich anfangen muss. - Была бы придаточная часть простым предложением, было бы: Der Unterricht muss gleich anfangen.

То есть для придаточного предложения мы просто переносим то, что спрягается, в самый-самый конец.

Объясните для себя расстановку глаголов в придаточной части в следующих предложениях:

Ich weiß nicht, ob wir das noch heute machen können. - Machen должен быть в конце, т.к. это инфинитив (сможем сделать). Können - спрягаемая часть "сможем", поэтому ставится в самый конец, после machen.
Ich habe sie gesehen, als sie noch ein Kind war.
Wenn sie aufsteht, frühstückt sie sofort.
Unser Urlaub war super, ohne dass jemand krank geworden ist.
Obwohl es stark geregnet hat, hat Robert keinen Regenschirm mitgenommen.

А теперь расставьте слова в придаточном предложении в правильном порядке (ответы ищите в конце статьи):

1. Er hat sich geärgert, // weil - ihm - "Hallo!" - nicht - sie - hat - gesagt.
2. Als - das - ich - bekommen - Stipendium - habe, // bin ich einkaufen gegangen.
3. Ich habe Angst, // dass - Geld - konnte - ich - verlieren.
4. Man sieht oft fern, // bevor - ins - geht - man - Bett.
5. Ich kann nicht lesen, /während - fern - du - siehst.

Обратите внимание, что отделяемая приставка в придаточном предложении воссоединяется со спрягаемым глаголом (пишется слитно), как в последнем предложении из упражнения.

Шпаргалка конкретно на порядок слов в придаточном предложении.
Шпаргалка конкретно на порядок слов в придаточном предложении.

Обобщающее упражнения

И теперь последнее, самое сложное упражнение: расставьте слова и в главной, и в придаточной части в правильном порядке. Части разделяются знаком "//". Обратите внимание, что отделяемые приставки будут писаться слитно со спрягаемыми глаголами в придаточной части.

1. kam – ihr – Ich – zu,// als – sie – Buch – las – ein.
2. Anton - sich - wäscht, // während - Früßstück - macht - Renate,
3. leid - mir - Tut, // dass - das Spiel - wir - verloren - haben.
4. bleibe - zu Hause - Ich,// bis - mich - rufst - an - du.
5. Wenn - zu - kommen - wir - Besuch, // etwas - nehmen - zum Essen - wir - mit.
6. nicht - ich - Leider - weiß, // ob - Computer - sie - hat - zu Hause.
7. Ich - sicher - bin, // dass - hier - Fehler - es - viele - gibt.
8. Wenn - zurück - kommst - du, // ich - schon - nicht - bin - da.

Ответы в самом конце статьи. Также предлагаю попробовать перевести следующие предложения с самыми распространенными подчинительными союзами - weil (потому что), wenn (когда, если), dass (что).

1. Когда они идут в кино, они берут с собой Тома.
2. Я не люблю читать, потому что это скучно.
3. Завтра я пойду в парк, если будет солнечно.
4. Я думаю, что ты всегда прав.
5. Если ты хочешь играть в компьютер, то сделай сначала уроки.

Пишите в комментарии свои варианты, отвечу на все ваши вопросы.

Если вам понравилось объяснение, поддержите статью лайками и комментариями.

Задавайте вопросы и пишите интересующие вас темы, чтобы я публиковала их объяснение в первую очередь!

Спасибо, что читаете мои статьи! Подписывайтесь на мой канал и изучайте немецкий язык интересно, а также узнавайте интересные факты о культуре немецкоязычных стран!

О порядке слов в простых предложениях немецкого языка можете прочитать здесь.

О порядке слов в сложных бессоюзных и сложносочиненных предложениях читайте здесь.

Смотрите также мое обучающее видео.

Ответы:
1. ...weil sie ihm "Hallo!" nicht gesagt hat,
2. Als ich das Stipendium
bekommen habe, ...
3. ...dass ich Geld
verlieren konnte,
4. ... bevor man ins Bett
geht.
5. ...während du
fernsiehst. (отделяемая приставка пишется слитно с глаголом!)
Обобщающее упражнение:
1. Ich kam zu ihr, als sie ein Buch las.
2. Anton
wäscht sich, während Remate Frühstück macht.
3. Tut mir leid, dass wir das Spiel
verloren haben.
4. Ich
bleibe zu Hause, bis du mich anrufst.
5. Wenn wir zu Besuch
kommen, nehmen wir etwas zum Essen mit.
6. Leider
weiß ich nicht, ob sie Computer zu Hause hat.
7. Ich
bin sicher, dass es hier viele Fehler gibt.
8. Wenn du
zurückkommst, bin ich schon nicht da.