Найти тему

Малоархангельская операция, февраль 1943 г. Часть 2.

Начало статьи

Исторические аналогии иногда принимают весьма специфические формы. По итогам Воронежско-касторненской операции командующие двух советских фронтов: М.А. Рейтер (Брянского) и Ф.И. Голиков (Воронежского) были повышены в званиях. Оба стали генерал-полковниками. Самое смешное, что по другую сторону фронта командующие также принимали поздравления в связи с присвоением новых званий. Максимилиан фон Вейхс, который командовал практически уничтоженной группой армий «Б», получил фельдмаршальский жезл. Судя по всему, Гитлер намекал Вейхсу, как и Паулюсу, на самоубийство. Однако Вейхс жезл принял, а стреляться, как и Паулюс, не стал. Фюрер был в ярости от такой «непорядочности» и пообещал больше никому не давать звания фельдмаршала до конца войны. Это обещание он традиционно не выполнит.

Макс Андреевич Рейтер
Макс Андреевич Рейтер

Тем временем события на фронте продолжали раскручиваться по нарастающей…

http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Gliederungen/Korps/Karte/LV0243.jpg

Фрагмент немецкой карты. Обратите внимание на прерывистую синюю линию и пустое пространство внизу карты. Правый фланг немецкого 55-го корпуса «повис в воздухе», лишившись соседа справа.
Фрагмент немецкой карты. Обратите внимание на прерывистую синюю линию и пустое пространство внизу карты. Правый фланг немецкого 55-го корпуса «повис в воздухе», лишившись соседа справа.

Ахиллесова пята советских войск

В январе 1943 г. скоростью, с которой разваливалась группа армий «Б», было откровенно удивлено не только немецкое, но и советское командование. За остававшуюся до наступления под Воронежем неделю на Брянском фронте войска перебросить успели, санучреждения также заняли исходные позиции для приема раненых [3, c. 206], а вот со снабжением все было хуже. Припасы в запланированных объемах армия Н.П. Пухова получить не успела: вместо 3 заправок бензина имелось 57% [4, c. 32].

Если на боях под Воронежем это не сказалось, то уже в ходе малоархангельской операции этот фактор будет иметь едва ли не ключевое значение.

4 февраля 1943 г. начался медленный поворот 13-й армии в направлении Малоархангельска. В тот же день командующий Брянским фронтом М.А. Рейтер принял решение:

«а/ четырьмя усиленными дивизиями 48-й армии /73, 143, 137 и 6 гв.сд/ и четырьмя усиленными дивизиями 13-й армии /74, 148, 8, 81 сд/ уничтожить противостоящего противника и к исходу 5.2 овладеть рубежом: Верх. Сосна, Малоархангельск, ст. Малоархангельск» [3, c. 143].
Собственно, вот чего хотело советское командование, если приложить замыслы к карте.
Собственно, вот чего хотело советское командование, если приложить замыслы к карте.

Однако стремительного рывка не произошло. 48-я армия имела минимальный успех, захватив всего несколько деревень. Войска Н.П. Пухова также начали терять темп — сказывался дефицит горючего. К 8 февраля в войсках армии останется менее одной заправки, что было категорически недостаточно для целей снабжения [5, с. 6]. Советская пехота была вынуждена преодолевать немалые расстояния (между Золотухино и Понырями 30 км) пешком по февральскому морозу.

Хитрый план

Немцы, в свою очередь, стремительно наращивали свою группировку на малоархангельском направлении. Еще 26 января 20-я танковая дивизия получила приказ о выводе в резерв 9-й армии на ржевском выступе [6, fr. 736]. Однако уже 1 февраля поступили новые указания: танкисты должны были срочно добраться до Смоленска, погрузиться в эшелоны и отправиться в район Орла [6, fr. 000744]. Примерно по тому же маршруту и в те же дни отправилась 258-я пехотная дивизия. Весь вопрос стоял теперь в сроках прибытия этих соединений.

По состоянию на 25 января в 20-й танковой дивизии имелось танков: Pz-III k – 7 шт., Pz-III L – 1шт., Pz-IV k – 3 шт., Pz-IV L – 2 шт. Но настоящим анахронизмом выглядели 9 стареньких Pz.Kpfw.38(t). Боевая численность подразделений также была не на высоте — 2582 человека на конец января [7, fr-7874841]. Командование 2-й танковой армии на радостях обещало дать от своих щедрот еще 25 танков Pz-IV.

https://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/042/701/content/pzkpfw38tussr02-3557aa51c8a7ac0177a9f83e29b5927c.jpg

Pz.Kpfw.38(t). Кажется, ездить на этих пепелацах в бой немцы не горели желанием, поэтому они «дожили» аж до 1943 г.
Pz.Kpfw.38(t). Кажется, ездить на этих пепелацах в бой немцы не горели желанием, поэтому они «дожили» аж до 1943 г.

2-4 февраля решался вопрос о передаче 55-го армейского корпуса группе армий «Центр». Как только командующий группы армий фельдмаршал фон Клюге добился этого [2, fr-7406921], в расположение корпуса вылетел генерал-полковник Р. Шмидт [2, fr-7406930]. Итогом его поездки стала переброска 18-й танковой дивизии в район Понырей.

Следует остановиться на этой дивизии немного подробнее. 18-я танковая к февралю 1943 г. должна была носить гордое название «почетного инвалида Германии». Все началось в 1941 г. За полгода беспрерывных боев дивизия понесла большие потери, сражаясь в центральном секторе советско-германского фронта. Во время контрнаступления Красной армии под Москвой танкистов использовали как пожарную команду. Потери увеличились. В марте 1942 г. Гитлер решил основные усилия сосредоточить на юге. Все дивизии, готовившиеся к походу на Кавказ, получили пополнение, новую технику, средства усиления. 18-я танковая осталась под Орлом и ничего такого ей не причиталось. Более того, она сама стала донором для тех, кто шел за нефтью. Фактическая численность дивизии тогда плавала в районе 7000 человек (14000 по штату). Под Орлом дивизию постоянно собирались переформировать во что-нибудь поменьше, но каждый раз начиналось советское наступление и танкистов бросали в бой «как есть». В последний раз 18-ю танковую дивизию попытались переформатировать в январе, но наступление под Воронежем опять сорвало эти планы. «Инвалидная команда» вновь отправилась затыкать дыру. На этот раз ее ждали Поныри.

Следует отметить, что противник не только рассчитывал отбить атаки советских войск на Малоархангельск. Немцы предполагали сосредоточить здесь крупную группировку своих войск с тем, чтобы в середине февраля нанести контрудар и прорваться к Курску [8, с. 35]. Этот план не был лишен оснований — всего через месяц подобный вариант будет воплощен в жизнь Э. фон Манштейном под Харьковом. Ответственную задачу в данном случае решили возложить на Й. Лемельзена [9, с. 29].

Лемельзен.
Лемельзен.

Далекоидущие замыслы были и у советского командования. Приказ Ставки ВГК был однозначным: к 15-17 февраля завершить разгром орловской группировки немцев, а 13-й армии развивать наступление через Карачев на Брянск [3, с. 147]. Но для начала требовалось сломить сопротивление немцев на линии Дросково-Малоархангельск.

Продолжение следует

Поделиться Сохранить в закладках7 просмотров2 упоминанияПоныровский музей Курской битвы30 мая в 20:55Редактировать