Воспоминания Станиславского являются одним из самых выдающихся произведений мемуарного жанра. Эта книга обязательна к прочтению каждому, кто решил связать свою жизнь с театром или интересуется культурой и историей страны на стыке XIX и XX веков.
начало
Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия - Алексеев) - великий преобразователь сценических искусств - родился в Москве в 1863 году. С ранних лет он был очень увлечен театром. Дома был организован "Алексеевский кружок", где Константин Сергеевич впервые попробовал свои силы на сцене. В 1888 году, с помощью певца и педагога Фёдора Комиссаржевского и художника Фёдора Соллогуба - Константин Алексеев организовывает Московское общество искусства и литературы. В это же время он начинает выступать под псевдонимом - Станиславский. В 1891 года Станиславский берет на себя управление режиссерской частью общества.
перемен! мы ждем перемен.
Неудовлетворенность искусственными, нарочитыми и неестественными приемами игры, царившими в драматическом театре конца XIX века приводит Константина Станиславского к мысли о необходимости реформ. В 1897 году он встречается с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. В ходе этой легендарной беседы они формулируют концепцию и план организации Московского Художественного театра. Обязанности между собой распределили так: Немирович-Данченко отвечал за литературно-художественную часть, Станиславский же за художественную. Московский Художественный театр станет местом триумфа для таких драматургов, как Чехов, Горький, Булгаков. Он станет стартовой точкой для многих легендарных артистов и местом зарождения знаменитой во всем мире системы Станиславского. Беспрецедентная сценическая правда и желание сделать театр общедоступным стали базовыми ценностями театра и прославили его на весь мир.
my life in art
Находясь на гастролях в Америке с театром в 1920х годах, Константин Сергеевич принимает предложение американских издательств и приступает к написанию книги о своем творческом пути под заголовком My Life in Art. Позже она опубликована в России с определенными дополнениями и переработками от автора.
Книга состоит из четырёх частей: артистическое детство, артистическое отрочество, артистическая юность и артистическая зрелость. Константин Сергеевич очень детально вспоминает свои первые театральные опыты и более зрелые и профессиональные работы.
Станиславский фокусируется в этой книге не на своих профессиональных удачах, а на провалах, которые побуждали его учиться и совершенствоваться. Он часто с самоиронией рассказывает о своей юной самонадеянности. Но его посыл начинающим артистам прост и ясен: чтобы в чем-то преуспеть, нужно ошибаться; чтобы ошибаться, нужно пробовать. Константин Сергеевич делится своим путём проб и ошибок, приведшим его к высочайшему профессионализму и мировой славе.
В книге речь идет не только о развитии актера-Станиславского или режиссера-Станиславского, но и описаны яркие события эпохи. Константин Сергеевич, старорежимный буржуа, имел главной целью сохранить Московский Художественный театр и был вынужден пойти на множество компромиссов в турбулентное революционное время, а также считаться, при написании своих воспоминаний, с постулатами нового режима.