Найти тему
Романовский вестник

«Катюша» зенитчика Меленцова

Безгранична память народная: «Лица Победы»

В этом году наша страна отмечает 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Помнить подвиг ветеранов, чтить и знать, что мы в неоплатном долгу перед теми, кто собственной жизнью, кровью и здоровьем заплатил за нашу свободу — наш общий долг.

Фронтовики, дожившие до сегодняшнего дня — это настоящие долгожители, дай им Бог здоровья и ещё многих лет. Но подавляющее большинство ветеранов, тех, кто вернулся с войны, уже ушли от нас…

Сегодня наш рассказ о ветеране Великой Отечественной войны, романовце, Павле Дмитриевиче Меленцове.


Фото из семейного альбома Меленцовых
Фото из семейного альбома Меленцовых

Пятнадцать лет было Павлу, когда началась война. Просился на фронт, но не взяли, маловат ещё… И только 12 мая 1943 года его и ещё 150 новобранцев из станицы Романовская призвали на фронт. Какой представлял себе эту жестокую и беспощадную войну 17-летний сельский паренёк, можно было только догадываться. Конечно, тосковал по родным, друзьям-товарищам. Не хватало Паше Меленцову и его подружки — гармони, на которой он, несмотря на ранний возраст, сам выучился играть и накрепко сдружился. Мать обещала спрятать инструмент подальше и сберечь до возвращения сына.

Сына с войны дождалась, а вот гармонь не уберегла. Перед приходом немцев в станицу Романовская, закутала в покрывало и спрятала гармонь в сарае, засыпав её подсолнечными семечками. Но фашисты всё-таки нашли и забрали Пашину гармонь.

…Несколько суток шли пешком на Белую Калитву, где и формировались воинские части. Боец Павел Меленцов попал в зенитчики, где его и других новичков десять месяцев учили военному мастерству. После учёбы направили молодого зенитчика Меленцова в 66-ю ордена Кутузова Борисовскую артиллерийскую дивизию. И орден, и наименование ранее мало кому известная 66-я дивизия получила после успешной военной операции под городом Борисовом. Там зенитчики проявили себя, как герои: лупили немцев так, что стволы скорострельных зенитных пушек накалялись докрасна: бывало, плюнешь — шипит.

После этого успешного сражения под Борисовом нашим соединениям открылся путь на Минск. В составе 66-й артиллерийской дивизии Павел Меленцов прошёл с боями до Германии, а день Победы встретил в Кёнигсберге (ныне Калининград).

Бойцы, зная любовь Паши-зенитчика к гармони, где-то раздобыли трофейную и не давали проходу: «Паша, сыграй «Катюшу!». И Паша наяривал на немецкой, не совсем похожей по настрою на наш инструмент, гармони, русскую: «Расцветали яблони и груши»…

Вернулся в родные края сержант Павел Меленцов лишь в 1950 году. После Победы его и многих бойцов сержантского и старшинского состава оставили в частях для обучения молодёжи нового призыва. Местные девчата тут же «положили глаз» на бравого сержанта. Его грудь украшали боевые награды — ордена и медали. Всего наград у Павла Дмитриевича 17.

Не успел он и военной формы снять, как в семье Меленцовых вслух заговорили о предстоящей свадьбе. «Всего неделю проходил в холостяках и посватался к соседке Зое», — вспоминал Павел Дмитриевич. Сыграли скромную, даже по тем временам, свадьбу, и стали молодые «жить-поживать, да добра наживать». Жили дружно. Бывший зенитчик Павел Меленцов закончил водительские курсы, работал на строительстве Цимлянского гидроузла. А когда стройка подходила к завершению, перешёл на работу поближе к дому — в овощной совхоз в Лагутниках. И здесь он проработал 35 лет, вплоть до ухода на заслуженный отдых.

Надо ли говорить, насколько беспокойна и нескончаема работа сельского водителя: то людей отвези в поле, то молоко сдай в приёмный пункт, то уголь, то удобрения, то семена… И так постоянно, изо дня в день, включая выходные и праздничные дни. Всегда для шофёра найдётся неотложное дело, и Павел Меленцов никогда и никому не отказывал, не ссылался на усталость и недомогания (сказывались последствия ранений в войну), а садился за руль своего грузовика и выполнял задание или просьбу.

А в редкие свободные от работы минуты помогал по хозяйству, пристраивал к родительскому дому бытовые пристройки, возился в огороде, а когда все падали с ног от усталости, брал в руки свою гармонь (пришлось новую покупать) и играл, поднимал настроение не только своим родным, но и всей округе. Гармонь всегда стояла в его комнате на самом видном месте.


Фото из семейного альбома Меленцовых
Фото из семейного альбома Меленцовых

В мире и согласии почти шесть десятков лет прожили супруги Павел Дмитриевич и Зоя Яковлевна Меленцовы. Особая их любовь и радость — внуки и правнуки. И всем находили они внимание и ласку, гостинец и доброе напутствие. Так уж было заведено в их дружной семье.